Эру комиксов в кино сменили игры? В чем секрет успеха “Пяти ночей с Фредди”

Спустя три недели проката хоррор “Пять ночей с Фредди” установил рекорд

Фильм “Пять ночей с Фредди” установил своеобразный рекорд для экранизаций по мотивам компьютерных игр. Всего за три недели мирового проката он собрал кассу, в десять раз превышающую его бюджет, – 252,4 млн долларов. Тем самым “Пять ночей” оставили далеко позади очередной фильм киновселенной Marvel.

Парадокс в том, что критики разных стран разнесли “Пять ночей с Фредди” в пух и прах, но это никак не повлияло на его успех у зрителей.

Новый рекорд для хоррора

Хоррор “Пять ночей с Фредди” снят по мотивам одноименной компьютерной игры. Сюжет картины, как и игры, заключается в том, что главный герой по имени Майк Шмидт устраивается работать ночным охранником в заброшенный детский развлекательный центр под названием “Пиццерия Фредди Фазбера”. Казалось бы, ничего сложного – спи себе на работе и поглядывай иногда в камеры наблюдения. Но очень скоро Майк с ужасом обнаруживает, что четыре аниматроника заведения – Фредди Фазбер, Бонни, Чика и Фокси – являются кровожадными машинами для убийства, которые к тому же хотят заполучить его маленькую сестру. На голову главного героя сваливается сразу несколько задач: спасти себя и Эбби, а также разгадать тайны своего прошлого и появления аниматроников.

Наиболее распространенный упрек кинокритиков в адрес  “Пяти ночей с Фредди” в том, что он совсем не страшный, как для хоррора, но и недостаточно смешной, как для пародии на жанр. 

При этом многие отмечают, что некоторые сюжетные повороты остаются непонятными для тех зрителей, которые не знакомы с одноименной игрой.

Отзывы не мешают оставаться фильму лидером проката и одним из самых прибыльных хорроров. Уже известно, что “Пять ночей с Фредди” получит как минимум два продолжения.

Игры против комиксов

“Пять ночей с Фредди” не единственный фильм по мотивам игры, который в последнее время принес своим создателям прибыль. В этом его опередил мультфильм “Супербратья Марио”, который при бюджете в 100 млн долларов собрал в прокате 1,360 млрд долларов. 

Значительные суммы в прокатах заработали мультфильм “Angry Birds в кино” (2016) и фильм “Соник 2 в кино”.

В среднем за год стабильно появляется три-четыре фильма, мультфильма и даже сериала, снятых по мотивам видеоигр. Не все они успешные, но влияние на кинорынок, безусловно, оказывают.  

Что интересно, наличие звездных актеров в этих лентах не так уж много решает. Та же “Обитель зла” с Миллой Йовович или “Соник в кино” с Джимом Керри в главных ролях хоть и приносят прибыль, но проигрывают другим картинам, в которых главные роли сыграли почти что ноунеймы. 

Главный секрет успеха таких картин – в популярности и культовости самой игры, которую взяли за основу. 

Однако это все равно остается в некоторой степени лотереей. Казалось бы, фанаты того же “Супер Марио” уже повзрослели и не являются целевой аудиторией для кинопродюсеров. Тем не менее мультфильм по мотивам игры стал первой картиной жанра, которая собрала в прокате более одного миллиарда долларов. 

При этом фильм “Мортал Комбат” по мотивам сверхпопулярной уже многие годы игры в прокате провалился, не собрав даже вложенной в него суммы. Впрочем, продюсеров это не остановило, и этим летом они начали снимать продолжение.

В любом случае, жанр киноигр эксперты называют новым трендом, который пришел на смену буксующему супергеройскому кино. 

Картины Marvel все чаще с треском проваливаются в прокате. Самый свежий пример – ситуация с фильмом “Капитан Марвел 2”. Лента не оправдала даже скептичные прогнозы критиков. По итогам первых недель проката “Марвелы” собрали в два раза меньше, чем составлял довольно-таки серьезный бюджет (220 млн долларов). Картину не спасли ни Сэмюэль Л. Джексон, ни приглашение молодой сценаристки, которая, по мнению продюсеров, должна находиться на одной волне с юной зрительской аудиторией, ни юные герои. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ушел из жизни соучредитель фестиваля "Червона рута" Тарас Мельник

По мнению киноэкспертов, фильмы по мотивам игр сейчас представляются более перспективным направлением, потому что их сюжеты – это разножанровая палитра. Фильмы о супергероях делятся на экшены и пародии на экшены, как “Дэдпул”. А вот ленты по мотивам игр – более разноплановые. Это те же хорроры, вроде “Пяти ночей с Фредди”, приключенческие боевики типа “Лары Крофт”, экшен-комедии, как “Соник в кино”, и, конечно же, детские мультфильмы вроде “Супербратьев Марио”, а также многое другое. Не забываем и о сериале “Одни из нас”, который стал главной премьерой НВО 2023 года и уже продлен на следующий сезон.

У экранизации видеоигр есть еще один важный аргумент – аудитория, которая в любом случае придет в кинотеатры. Восприятие фильма “Warcraft: Начало” было основано преимущественно на отзывах игроков, но, как и в случае с хоррором “Пять ночей с Фредди,  был разгромлен кинокритиками.

Но именно реакция фан-базы, а не критиков волнует продюсеров. Впрочем, это же фан-сообщество может сыграть и злую шутку. Тут уместно вспомнить экранизацию “Ведьмака” на Netflix – американская аудитория явно рассчитывала увидеть сериал, основанный на игре The Witcher 3: Wild Hunt, а получила книжную историю Геральта из Ривии. Тогда как европейская аудитория, наоборот, оценила старания шоураннеров. 

Фильм или сериал может стать и элементом промокампании непосредственно для игры. Например, фильм “Смертельная битва” снимала компания New Line Cinema, входящее в корпорацию Warner Bros, чье подразделение W.B. Games издает Mortal Kombat. Общий тираж проданных копий предпоследней МК11 уже превышает 12 млн копий с совокупным доходом 500 млн долларов. Почему бы для поддержания интереса к серии игр и не выпустить фильм?

Основан на настольной игре “Киберпанк 2077” и одноименный аниме-сериал студии Netflix, которая плотно сотрудничает с польским разработчиком CD Projekt RED с момента выхода сериала “Ведьмак” (в последнем обновлении игры можно добавить несколько элементов из телешоу).

Более того, экранизирована даже культовая в США настольная игра D&D (“Подземелья и драконы”). Правда, она провалилась в прокате, собрав 208 млн долларов при бюджете 150 млн. Тем не менее тенденция налицо. 

Поэтому в планах кинокомпаний – съемки по мотивам еще десятка новых игр, которые пользуются популярностью последние лет десять. Причем достаточно разножанровых и культовых. От боевика “Бордерлендс” с Кейт Бланшетт в главной роли до музыкально-танцевальной Just Dance, которая, по всей видимости, превратится в мюзикл и песочную Minecraft, где игроки строят замки и небоскребы.

В планах кинокомпаний перенести на экраны еще и CrossFire, Gears of War, Ghost of Tsushima, Just Cause, Mega Man, Metal Gear, Portal и Streets of Rage.

Кстати, есть и пара культовых игр, разработанных в Украине, которые вполне могли бы стать основой для захватывающих фильмов. Это реал-тайм стратегия “Казаки” и шутер S.T.A.L.K.E.R. в чернобыльском антураже. Но, по словам одного из украинских кинопродюсеров, это было бы уместно, если бы у этой картины мог быть прокат по всему постсоветскому пространству, то есть территории, где они были популярны. Найдут ли своего зрителя подобные экранизации в остальным мире – большой вопрос.