Содержание


            “Я так жил и буду жить”. Памяти Вахтанга Кикабидзе

За что в Украине любили грузинского актера

Во вторник и среду, 17 и 18 января, Грузия будет прощаться с одним из самых популярных своих актеров в истории кино Вахтангом Кикабидзе. Похоронят его в Тбилиси рядом с матерью 19 января. Напомним, что актер умер 15 января на 85-м году жизни. В связи с этим уже появились предложения одну из улиц Киева переименовать в его честь. Vesti.ua вспоминают, чем прославился артист.

Ресторанная “Миминомания”

На постсоветском пространстве Вахтанга Кикабидзе будут, наверное, помнить до тех пор, пока будет популярна грузинская кухня. Практически во всех странах бывшего СССР до сих пор есть ресторан “Мимино”, а его антураж пытается повторить кадры из популярного фильма. Чего стоили некоторые названия блюд в киевском ресторане – “Ларису Ивановну хочу”, “Фрунзик” и т. д.

Никаких прибылей ни актеры, ни режиссер этого фильма Георгий Данелия с ресторанов не имели. По словам Кикабидзе, в лучшем случае их бесплатно угощали, как это было во время последних гастролей Кикабидзе по Украине в 2015 году.

Кроме ресторанов, образ летчика, которого сыграл актер, примеряли ко многим товарам. Чаще всего это было вино. “Как-то мне прислали в подарок вино – бутылка, одетая в форму летчика, а вместо пробки – голова Мимино в фуражке. Очень красиво сделано. Сказали, что хотели две бутылки прислать, но очень дорого выходит. А так – почти во всех городах бывшего Союза есть ресторан “Мимино”, – рассказывал Кикабидзе в интервью Vesti.ua. 

В этом же фильме прозвучала песня в исполнении Кикабидзе “Чито-гврито”, которая стала его главной хлебной песней на всю жизнь. Без нее не обходился ни один концерт Кикабидзе. А порой ее приходилось исполнять на бис по несколько раз.

Благодаря Мимино Кикабидзе даже получил влияние на политических лидеров СССР того времени. В частности, однажды актер рассказывал о том, что именно после этой картины он смог купить себе самую дорогую и престижную машину тех времен “Волгу”. И это вызвало зависть у его друга и партнера по этой картине Фрунзика Мкртчяна, который на тот момент был не менее популярным актером, однако имел машину классом ниже – “Жигули”. Тем более что в те времена, чтобы получить право купить такую машину, нужно было отстоять очередь в несколько лет. Но если ты звезда, то этот вопрос решался быстро. По каким-то причинам руководство Армянской Республики не давало такой возможности Фрунзику. Тогда Кикабидзе обратился к первому секретарю ЦК КП Грузии Эдуарду Шеварнадзе, и этот вопрос был решен.

Любимая роль Кикабидзе

Несмотря на всю популярность, которую принесла ему эта роль, своей главной киноработой Кикабидзе считал не Мимино, а доктора Бенджамена Глонти из более раннего фильма Данелии “Не горюй”. Кстати, под таким названием тоже есть рестораны грузинской кухни, но, по словам Кикабидзе, их всего два – один в Москве, а второй в Тбилиси. 

Кадр из фильма «Не горюй!»

Это моя первая лента у Данелии и первая с ним встреча. Я ему сразу не понравился. Когда меня позвали знакомиться, я еще не читал сценарий. Доктор Глонти должен был быть потеющим, толстым, рыжим и пьющим мужиком. Я пришел к Данелии – худой, в драных джинсах – и курил сигареты одну за другой. Мой вид совсем не совпадал с образом. Мы встретились с Данелией в гостинице, и он попросил меня что-то громко крикнуть. Я говорю: “Зачем кричать, ведь вокруг спят люди, выходной день же”. После этого мне дали сценарий и сказали: “Мы вам позвоним”, – вспоминает актер в интервью нашему изданию. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Не несут культуры: Кондратюк потребовал запретить гастроли артистов РФ

После этого телефон несколько дней молчал. За это время Вахтанг уже прочитал сценарий, и роль ему очень понравилась. Он готов был уже менять графики своих съемок и гастролей. Но Данелия не спешил.

“На четвертый день Данелия позвонил и говорит: “Я иду в гости на ужин к Софико Чиаурели, вы со мной пойдете?” Я согласился. Когда мы там появились, все вдруг сказали:Ой, смотрите, кого Гия привел! Бубу!” Это ему тоже не понравилось. На следующий день он повел меня в гости к своему другу, потом к дяде, потом – к какой-то тетке, и я понял, что это он мне устроил такие пробы. И все равно он меня помучил: сообщил через посольство, что я принят на роль, когда я уже был на концертах в Турции. После этого мы все время поддерживаем дружеские отношения. Я у Данелии в четырех фильмах снимался. Последнее пока было – это озвучка какого-то мафиозо в мультфильме “Ку! Кин-дза-дза”. Я там всего одну фразу говорю: “Что, Иванов тоже еврей?” Чтобы ее записать, мне пришлось поехать в Москву”, – вспоминает актер. 

Что же касается самой нелюбимой роли, то это работа в фильме “ТАСС уполномочен заявить” (1984), где он сыграл сотрудника ЦРУ. Проблема для актера заключалась в том, что это чуть ли не единственная роль, где он сыграл отрицательного героя. Причем сделал это настолько ярко, что образ человека, готовящего переворот в маленькой стране, стал одним из самых запоминающихся. Поэтому после того, как картину показали по телевидению, жена актера попросила его больше не играть такие роли, потому что еще пара-тройка таких фильмов, и люди начнут воспринимать его как негодяя.

“Я так жил и буду жить”

С самого начала войны в Украине Кикабидзе негативно высказывался о России и поддерживал нашу страну. Только риторика его с годами стала жестче.

Может, меня сейчас какой-то артист и осудит, но когда мне вручили в России орден Дружбы народов от президента, а в мою маленькую страну в эти же дни вошли танки, то я отказался от награды. Но я не думал, что это вызовет такой ажиотаж. А дома я сказал, что если бы этого не сделал, не смог бы потом внукам в глаза смотреть. Многие мне говорили: “Да зачем ты это делаешь – у тебя ведь там работа”. А что делать? Я так жил и буду жить”, – рассказывал нам в 2015 году актер.

В том же году у него был концерт в Киеве и после концерта все подаренные ему цветы он возложил “Небесной сотне”. 

Достаточно мягко он высказывался тогда и о своих грузинских коллегах, которые продолжали работать в России и делали вид, что ничего не происходит.

Если ты гражданин, то ты должен сказать: это белое, а это – черное. Меня ситуация с ними не развела. Они мне звонят, если оказываются в Грузии, заходят в гости. Это не мне, а народу решать. Я никогда не осуждаю людей, которые делают какой-то шаг. Они сами за себя должны отвечать”, – говорил Кикабидзе восемь лет назад.

Однако после начала крупномасштабной войны артист стал говорить гораздо жестче. 

«Его [Путина] сами россияне уроют, если он не погибнет в этой войне… Думаю, уже собирается энное количество людей там, наверху, которые думают, как от него избавиться… Я говорю о Кремле. И не такие люди уходили из жизни. Это называли случайной смертью«, – говорил Кикабидзе.