Содержание
В украинские хит-парады попали песни Morgenshtern, Anna Asti, Miyagi и Эндшпиль
В лидеры украинских музыкальных чартов вернулись российские исполнители – Morgenshtern, Anna Asti, Miyagi и Эндшпиль. В социальных сетях на это отреагировали гневными постами – на девятый месяц войны в Украине остаются любители российской эстрады.
Предложения звучат разные. Одни предлагают вообще отрезать российскую музыку от стриминговых платформ. Другие требуют вмешательства руководства страны, чтобы ограничить доступ к этой музыке. Третьи – создать и поддержать пул украинских артистов, поющих по-русски, чтобы они были противовесом российским звездам.
Vesti.ua вместе с экспертами разбирались, почему российская музыка остается в топе украинцев и стоит ли с этим бороться.
Почему Morgenshtern и кальян-рэп вернулись
Возвращение популярных и при этом нейтральных российских исполнителей в украинские чарты, по мнению экспертов, не такая уж неожиданность. Выход новых альбомов – как у Morgenshtern, так и у Miyagi – для определенной и достаточно большой аудитории в Украине всегда был большим событием.
“Украинский шоу-бизнес сегодня создает не совсем коммерческую музыку. Сейчас это патриотические песни, которые пишутся не для того, чтобы зарабатывать. Наоборот, проводятся эксперименты с новыми формами и в поисках новых смыслов. Таким образом ниша коммерческой музыки остается свободной, но ее потребитель никуда не исчез. Поэтому ничего удивительного в этом нет, что некоторых российских поп-звезд продолжают слушать. При этом нашим артистам сейчас просто ни к месту создавать такую музыку. Думаю, качественные украинские хиты появятся только после окончания войны”, – говорит продюсер Михаил Ясинский.
Однако стоит отметить, что до войны практически каждая новая песня Morgenshtern оказывалась на первом месте хит-парада и держалась там продолжительное время. В этот же раз она появилась лишь на пятом месте и постепенно спускается вниз первой десятки. То же самое происходит и с песнями Miyagi & Эндшпиль.
“Разбирать ситуацию, как именно эти российские исполнители попали в украинские топы, нужно по отдельности. Morgenshtern – это исключительно маркетинговое явление, которое можно сравнить с McDonald’s. При этом все знают, что есть это нежелательно, но все равно едят. Так и с Morgenshtern – все знают, что оно г…но, но стоило выйти альбому – и многие бросились его слушать. Даже я, отрезав для себя все российское, не стал исключением и послушал. И таких, как я, – оказались миллионы”, – говорит креативный продюсер Денис Путинцев.
Однако причина возвращения российских песен в украинские хит-парады не только в том, что у нас нет конкурентноспособных исполнителей в этих нишах. По мнению наших экспертов, причина еще и в том, что есть значительная часть людей, которые до сих пор делают вид, что война происходит где-то далеко от них и индустрии развлечений это никак не касается.
“На уровне ментальности люди говорят себе: “Это же просто музыка!” Эти люди живут в своем бытовом мире – они знают, что есть война, но они это по-прежнему воспринимают через призму курса доллара и работающей стиральной машины. Поэтому прослушивание Anna Asti для них не является преступлением, потому что это музыка создает настроение и у них нет ассоциативного ряда с кровью и насилием. В этом, мне кажется, одна из фундаментальных проблем нашего идеологического поля”, – считает Путинцев.
Опять же, что спрашивать с фанатов артистов, если их кумиры демонстрируют полную отрешенность от происходящего вокруг и считают, что так и надо. Напомним, Anna Asti – украинка, уроженка Черкасс, раскрутившаяся до войны в Москве в составе дуэта Artik & Asti. С января этого года она вернулась на сцену как сольный проект, причем достаточно успешно. Ее клипы набирают десятки миллионов просмотров, регулярно попадают в украинские тренды, а Филипп Киркоров спел с ней дуэтом.
Однако в первые дни войны певица оказалась в Украине, и ей пришлось прятаться от бомбежек в подвале. Но после этого Анна вернулась в Москву и не сделала ни одного заявления, осуждающего агрессию России по отношению к Украине.
“Проблема в том, что ее фанаты не проводят параллель с тем, что их кумир продолжает там выступать, зарабатывать деньги, с которых потом финансируются солдаты, которые приходят в дома этих же поклонников, вышибая им двери и насилуя их жен. И еще одна проблема, это я говорю как уроженец Бахмута, в том, что многие люди, которые там сейчас находятся и в чьи дома прилетают ракеты, думают, что их бомбят ВСУ. Это я знаю точно. Таким людям нужно четко показывать эти ракеты, чтобы они видели, что на них российские флаг и маркировка. Поэтому неудивительно, что в наушниках этих людей играет российская музыка”, – говорит Денис Путинцев.
Как убрать россиян из украинских хит-парадов
После того как уже почти неделю песни российских исполнителей держатся в топ-10 украинских чартов YouTube и Apple Music, многие представители украинского шоу-бизнеса начали говорить о том, что владельцы стриминговых платформ должны отрезать российским артистам доступ к украинским слушателям. И об этом в том числе должны позаботиться политики нашей страны.
Хотя этап прямых запретов российской и русскоязычной музыки мы уже проходили. С одной стороны, территория для своих музыкантов была расчищена, но российские артисты тогда превратились в “запретный плод”, который стал еще притягательнее для многих украинских слушателей.
“Одними запретами, которые все равно нужны, не обойдешься. Все равно нужно продуцировать свое.
Период, когда хитами становились песни про “Байрактар” и со словами “мочи кацапов”, мы уже пережили. Людям уже нужен другой контент, ближе к бытовому – любовь на войне, перспектива в следующей жизни. Пора обратиться к стандартным библейским истинам, которые должны подаваться через призму украинского патриотизма. В Министерстве культуры тоже должны уже понять, что от агрессивной идеологии под девизом “Русский военный корабль, иди на х..!” нужно переходить к более понятным бытовым вещам”, – говорит Путинцев.
Еще одним предложением поделился сын Таисии Повалий – Денис. Он, как музыкант, полагает, что необходимо создать пул украинских артистов, поющих по-русски. Именно они, с его точки зрения, заменят украинцам российскую эстраду.
“Думаю, нужно создавать русскоязычный контент с альтернативным посылом. Не Макаревичем единым…”, – написал в Facebook музыкант.
Однако его предложение практически никто не поддержал. Например, продюсер Михаил Ясинский ответил ему, что “русскоязычный контент в Украине обречен на маргинес”.
Действительно, с 90-х годов многие украинские исполнители переходили в своем творчестве на русский язык, чтобы получить Россию как территорию для популяризации своих песен. Однако вряд ли этот вариант пригодится нашим артистам в дальнейшем, для популяризации своего творчества за пределами Украины. Но главное – большинство украинских артистов и продюсеров сейчас сходятся в том, что от русского языка, наоборот, нужно избавляться как в своем творчестве, так и в медиапространстве в целом. На украинский язык в своем творчестве переходят звезды разных поколений – от Оли Поляковой и Насти Каменских до Миши Крупина и группы “Фристайл”.
“На данном этапе нужно максимально ограничить все русскоязычное. Просто вспомните российский нарратив, под которым началась в 2014 году война. Создав сейчас пул украинских артистов, поющих на русском, чтобы они были противовесом россиянам, это возврат к 2014 году. Мне кажется, что уже пролито слишком много крови, чтобы заигрывать с русскоязычным контентом. В медийной, но не в бытовой плоскости, русского языка сейчас не должно быть нигде. Только после окончания войны можно будет рассматривать вопрос многоязычия нашей страны”, – считает Путинцев.