Спектакли украинских театров можно теперь посмотреть на театральном Netflix

В Украине запустили первую международную театральную стриминговую платформу 

В конце февраля в Украине запустили первую театральную стриминговую платформу  в мире, которая называется Dramox. Ее сейчас очень “скромно” называют “театральным Нетфликсом”, потому что в ее архиве — самый большой репертуар качественных видеоверсий спектаклей в постановках лучших мировых  и украинских театров. На сегодня — это более 200 записей спектаклей от 132 театров из 22 стран. Так что теперь украинцы смогут смотреть представления известных отечественных и мировых театров, находясь на краю земли — был бы интернет. 

Действительно, театр до этого момента был, пожалуй, единственным искусством, который не был подвержен диджитализации. Но если уж появляется такая возможность, вместо того чтобы в десятый раз пересматривать сериал “Друзья”, стоит посмотреть хороший спектакль и тем самым “провести время с пользой”. 

Dramox был запущен чуть больше двух лет назад в Чехии, благодаря тому что один местный мультимиллионер очень любил театр и хотел смотреть спектакли не выходя из дома. Идея пришлась ко времени, и вот сегодня стриминг начинает набирать обороты в мире. 

В онлайн-театре Dramox собрана большая коллекция украинского театрального контента — уже сейчас тут доступны для просмотра десятки спектаклей в постановке 18 отечественных театров, среди которых Львовский национальный театр оперы и балета, Театр русской драмы им. Леси Украинки, “Театр 360 градусов”, Киевский театр драмы и комедии на левом берегу, Одесский музыкально-драматический театр имени В. Василько, театры ДАХ, “Золотые ворота”, “Прекрасные цветы”, “Актер”, “ГаРмИдЕр” и другие. В списке для просмотра в Украине спектакли 15 мировых театров с субтитрами на украинском языке. 

Онлайн-театр работает по подписной модели: месячная подписка стоит 299 грн, а цена годовой подписки составляет 2990 грн. 50% абонплаты основатели театральной онлайн-платформы отдают театрам как плату за предоставленный контент, тем самым поддерживая их. А в случае с Украиной два первых месяца после запуска стриминга на поддержку украинских театров будут перечисляться все 100% средств, полученных от подписки. Так что чем больше зрители будут смотреть спектакли конкретного театра, тем большая сумма ему будет перечислена.

Организаторы говорят, что список спектаклей от украинских театров будет постоянно расширяться и обновляться каждые две недели. Так, на днях было подписано соглашение с Театром им. Франко. “Франковцы” говорят, что давненько не ездят на гастроли, поэтому присутствие их спектаклей на онлайн-платформе — это хорошая возможность не терять связи со зрителем. При этом, правда, добавляют, что у Театра им. И. Франко есть свой YouTube-канал, на котором они во время локдауна выставляют многие свои спектакли. Vesti.ua нашли там всего два спектакля “Кайдашева сiм’я” и “Сто тисяч”. 

Дело в другом: платформа Dramox выставляет готовые видеоверсии спектаклей, а у театров их не так уж и много.

“Снять спектакль — это очень дорогое удовольствие, я вам даже не скажу, сколько это стоит, — говорит замдиректора Театра им. Франко Иван Ожеван, при этом добавляет, что их театр все же идет на это и снимает свои спектакли. Представители театров вспоминают, что когда-то, еще при Юрии Богуцком, Министерство культуры Украины выделяло деньги на съемки спектаклей и в то время их было снято большое количество. Со стороны министерства это был широкий жест, и больше такого не происходит. Инсайдеры утверждают, что нынешнее руководство министерства вообще мало интересуется театром.  

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  "Довбуш" стал самым кассовым украинским игровым фильмом 2023 года

Театры — это самая травмированная локдауном часть искусства

Понятно, что никогда в жизни онлайн-театр не заменит живой спектакль, но, возможно, такой домашний просмотр заставит человека пойти в реальный театр, чтобы ощутить всю прелесть реальной постановки. 

Команда Dramox уверена, что онлайн-платформы не воруют у театров зрителей

Vesti.ua поинтересовались у организаторов, появился ли интерес к театральной онлайн-платформе с появлением локдаунов и карантинов. 

— Каждый человек в это время почувствовал ценность всего. Локдаун усилил расстояние между зрителем и театром. А человеческая сущность такова, что если ты что-то не можешь получить, ты начинаешь этого еще больше хотеть, — говорит представитель стриминговой платформы Dramox Ольга Шило. — Мне кажется, что театры — это самая травмированная локдауном часть искусства. Они и в нормальное время не очень хорошо зарабатывали, а в пандемию это все просто остановилось. Нет продажи билетов – и театры замирают. А подобные онлайн-платформы — это для любого театра шанс сделать себе рекламу: “Смотрите нас и этим же нас поддержите! Да, это не бесплатные просмотры, но мы получим с этого какую-то финансовую поддержку”. А зрители смотрят и понимают, что после остановки локдауна они придут на этот спектакль в театр. Есть пример по Чехии, там есть известные спектакли, которые собирают больше всего просмотров онлайн, но это никак не уменьшает количество зрителей, которые ходят смотреть спектакль вживую. Онлайн-просмотры стимулируют зрителей и ни в коем случае их у театров не воруют. Наоборот — они посмотрели видеоверсию и идут в театр, чтобы ощутить кайф живой игры. 

Но ведь наверняка находятся те театры, которые считают, что онлайн-платформы “разрушают” театр. Так ли это?  “Обычно молодые театры супероткрыты для подобных вещей, государственные театры идут на подобные вещи тяжело, — рассказывает Vesti.ua Ольга Шило. — Если у театра много лет есть свой зритель и есть поддержка государства, они максимально не хотят менять то, что уже есть. И иногда мы встречаем с этой стороны протест. Но мы все понимаем и знаем, что через несколько месяцев мы можем получить от этого театра звонок: “Давайте подумаем, что мы вместе можем сделать!» Сегодня многие независимые театры переживают не самые хорошие времена, поэтому они очень хорошо идут на контакт. Они понимают, что онлайн будет работать, скорее всего, всегда, а их физическая деятельность, их показы могут быть остановлены в любой момент.

Онлайн дает им некую страховку, понимание того, что их работа не будет потеряна. Она останется в Сети, даже если театр перестанет существовать. 

Мы, например, сейчас ведем переговоры с театром, который перестал существовать — у них есть хорошие записи спектаклей, но они колеблются в том, чтобы передать нам свой видеоархив. Хотя в этом есть некий момент сохранения, ведь благодаря тому что записи попадут на онлайн-платформу, даже через 10 лет люди будут помнить этот театр”.