Композитор Сергей Вусик рассказал, как украинские музыканты борются за свои деньги
Музыкант, композитор и директор группы «Антитела» Сергей Вусик провел независимое расследование – куда десятками миллионов гривен на протяжении многих лет пропадали деньги, которые заработали украинские хитмейкеры. Оказалось, что Тарас Тополя и многие популярные авторы-исполнители зарабатывают в год несколько сотен тысяч гривен, а могли бы миллионы.
Вусик рассказал Vesti.ua, как работает схема, из-за которой украинские артисты недосчитываются огромных сумм и куда они деваются.
— Вас сейчас завалили исками оппоненты УААСП. В чем их основные претензии?
— Ну, во-первых, к УААСП эти иски не имеют никакого отношения. Это все манипуляции заинтересованных лиц. Во-вторых, эти заинтересованные лица – это не оппоненты, а, с моей точки зрения, обычные коллекторы, которые последние 15-20 лет тем или иным образом, прямо или косвенно поделили между собой сферу авторских роялти, контролировали движение всех авторских вознаграждений в стране, и хотят сегодня сохранить свою теневую финансовою монополию.
Эти иски направлены на меня одного, как на автора/композитора, который на пресс-конференции 5 мая 2021 года посмел впервые приоткрыть ширму происходящего беззакония в сфере под видом «коллективного управления авторскими правами». Изучив открытые источники и реальные документы, назвал конкретные юридические лица, фамилии их директоров и бенефициаров. И публично ответил на вопрос, почему украинский автор «голый и босый».
Их цель – остановить меня, и на моем примере заткнуть и запугать других авторов. Отомстить за такую дерзкую, по их мнению, пресс-конференцию и, конечно, таким образом показать другим авторам, что не стоит высовываться, не стоит поднимать головы и надо знать свое место, довольствоваться тем, что как подачку «подбрасывают» раз в квартал в виде «роялти».
Кроме этого, еще есть устные угрозы, битые стекла в авто, манипулятивная «желтуха», которую усердно распространяет «независимый автор и публицист» Александр Ягольник.
Сейчас рынок только авторской сферы роялти оценивается в Украине приблизительно в 70 миллионов долларов в год. По законодательству деньги от пользователя к автору должны проходить всего через одну аккредитованную организацию – в которую пользователь заплатил деньги, а автор из нее же сам или через свою организацию получил их, согласно честным отчетам. Как это и происходит во всем мире.
Оказалось, что на данный момент у нас это все происходит совсем не так. Большинство отчетов не соответствуют тому, что на самом деле звучит в заведениях. А деньги, собранные без отчетов, деньги, которые не нашли своего автора, делятся тихо, в «узком кругу наблюдательных советов» таких организаций.
— 70 миллионов долларов в год для украинского шоу-бизнеса – это много или мало?
— Конечно, мало. Например, польский шоу-бизнес менее развит чем украинский, и территория государства меньше, но, со слов коллег, они собирают с рынка и выплачивают авторам около 180 миллионов евро в год.
Хуже то, что люди, которые сейчас контролируют эту сферу в Украине, публично декларируют сбор от 30 до 60 миллионов гривен в год. При этом в письмах международным партнерам гендиректор ГС «УЛАСП/ОКУАСП» Александр Никин заявляет, что он лицензирует 18 тысяч торговых точек в стране.
Мы знаем, что каждое публичное заведение платит от тысячи до 40 тысяч гривен в месяц за то, что в нем звучит музыка. Возьмем минимально возможную среднюю цифру 2000 гривен, умножим на 18 тысяч заведений, получим полмиллиарда гривен в год только в сфере смежных прав. А столько же, значит, должно быть и в авторской сфере. И так каждый год и много лет. Возникает логичный вопрос – где вся эта сумма, где деньги авторов?
— Вы – музыкант «Антител», можете на примере группы, в которой работаете, объяснить – сколько коллектив получает реально и сколько должен получать?
— Приведу пример. В 2019 году я получил письмо от компании ГС «УЛАСП» Александра Никина, которая уже тогда была аккредитована в сфере смежных прав, что они за 2019 год собрали для нас аж 36653 грн. Это тот период, когда ТДМЕ звучала из каждого «утюга», и когда наши показатели были более 500 тысяч ротаций в год.
Сейчас же, когда Антитела показывают уже более 700 тысяч ротаций в год и продолжают звучать буквально в каждом публичном заведении, анализируя наш рынок и разобрав примеры других стран, я понимаю, что мы должны получать роялти в сумме приблизительно 120-200 тысяч долларов в год, а то и больше. И не только мы. У всех авторов страны должен быть совсем другой уровень вознаграждений.
Парадокс еще и в том, что организации, которые осуществляли до сегодняшнего дня сбор авторских денег с публичных заведений (не путаем со смежкой), как правило, собирали с них деньги за ту музыку, на которую у них нет или не было прав. Чтобы это исправить, с определенного момента до завершения процедуры аккредитации в авторской сфере, подписание договоров с пользователями и сбор авторских денег с них был запрещен. Пока министерством не определится одна организация для такого сбора, которая соответствовала бы критерию репрезентативности и которой бы доверяло как украинское, так и международное авторское сообщество. Отсюда и понятие что авторская сфера была искусственно заблокирована чиновниками.
Оказывается, что Никин, его представители, заключая договор с публичными заведениями, уверяли их что можно использовать любую музыку за фиксированный ежемесячный платеж, даже в этот период, когда сфера была заблокирована. В частности, мы слышим и фиксируем свои композиции во многих публичных заведениях, которые платят в организации Никина, например, в «Пузатой Хате». При этом он не мог собирать деньги за наши песни, потому что у него с нами договоров нет. Но Никину главное, что б был подписан правильный отчет, в котором нет «Антител», хоть по факту мы прозвучали и даже многократно, – это фиксировали.
Отсюда и возникают новые суды у таких заведений с настоящими правообладателями, которых, по сути, просто обманули. И таких примеров очень много. Относительно Никина открыто еще одно уголовное дело по заявлению одного украинского издательства.
— Как вы фиксируете факт, чьи песни и сколько раз прозвучали в ресторане или ТРЦ, ведь вручную можно написать все что угодно?
— В мире это делается не вручную. Вручную прозрачно и честно это невозможно. Один из распространенных вариантов – специальная программа, вроде приложения Shazam, которая в автономном режиме, круглосуточно сама фиксирует, что и сколько раз прозвучало в помещении. Благодаря такой диджетализации отчеты с таких коробочек ежедневно поступают на сервер, где результаты обрабатываются и без ручного влияния. Согласно таким отчетам программно распределяются вознаграждения авторам.
Программа на сервере легко соединяется с мировыми базами данных. Авторы по всему миру имеют доступ в личный кабинет. И таким образом каждый автор в конце каждого месяца, будет знать, где и когда звучали его композиции, в каком объеме, в каком регионе и т.д.
Сейчас же, по сути, никто ничего не фиксирует – каких и сколько песен прозвучало в караоке или ресторане, на самом деле никто не знает. Сегодня вы с огромным трудом найдете заведение, которое само составляет отчеты, внося в них своевременно, чтобы не забыть, композиции, которые прозвучали.
У меня есть подтверждения того, что разным рестораторам, не с официальной почты, от менеджера ГС «УЛАСП»/ПО «ОКУАСП», Валентины Сабуровой, приходило письмо с подготовленным отчетом, который владельцу ресторана нужно было просто подписать и отправить назад. Такая себе формальность, в лучшем случае ежемесячная. Мелким текстом в шаблоне отчета перечисляются композиции разных исполнителей. Но это совсем не те песни, которые звучали в этом ресторане.
Фактически, после таких простых манипуляций деньги от этого ресторана идут сразу в нужный карман. Но еще хуже то, что рестораны платят, не давая отчетов. То есть деньги от них приходят, но непонятно, для кого они. Так формируется Black box, в него уходят те деньги, которые не нашли своего автора.
— О какой сумме в этом случае идет речь?
— Я даже не могу предположить.
— Кто сейчас сидит на этом Black box?
— Их несколько. На том, который в области смежных прав, сидит Никин. Но, насколько мне рассказывали, самую большую часть забирает Долинский, он возглавляет Comp music, и у него есть право управлять в других сферах каталогом UNIVERSAL. На втором месте, наверное, менеджеры издательства Best music. Авторы, артисты об этом ничего никогда не знали, не знают и даже не догадываются.
— Кто тогда стоит за вами? Потураев, который стал инициатором законопроекта об авторском праве, вызвавший недовольство у ваших оппонентов?
— Потураев никогда не стоял за нами. За нами вообще никого нет. Мы авторы в этой борьбе сами и за свое! И Потураев не единственный автор законопроекта №5572. Есть еще второй автор данного закона – Александр Санченко. А с Потураевым я и другие артисты впервые увиделись и познакомились, когда в январе этого года вышли на митинг под Верховной Радой «За честные роялти». Когда поставили сцену и объявили публичный протест, концерт, тому решению, которое вынесла комиссия по аккредитации Министерства экономики.
Именно тогда к нам вышли депутаты и стали интересоваться нашей проблемой. Там был и Вятрович, и Санченко, и Потураев, и другие. Мы искали поддержку, и один из тех, кто пошел с нами на контакт был Потураев.