Содержание
Зачем телеведущей fashion-стартап в дни войны и как ее одежда служит нацбезопасности
В самом сердце Киева в Национальном заповеднике «София Киевская» прошел показ коллекции первой дизайнерской линии теплой этнической одежды от популярной теле- и радиоведущей, певицы и собирательницы фольклора Анны Заклецкой. Как сказала сама Анна, мать троих детей, “я снова стала мамой, но на этот раз родила большое дизайнерско-образовательное этническое детище STRIY”.
В коллекцию бренда STRIY вошли 13 образов – вязаные платья в пол, брючные костюмы и юбки, созданные из шерстяной мериносовой пряжи и дополненные вязаными нагрудными украшениями-кризами и пекторалями с аутентичными узорами. Узоры являются точными копиями орнаментированной вышивки из собственной коллекции вышиванок Анны, среди которых есть вышиванки старше 100 лет.
Сама дизайнер утверждает, что в эту одежду она вложила знания своего рода, и поэтому та имеет определенный исцеляющий эффект. Коллекция, решенная в классической цветовой триаде красный-белый-черный, так понравилась гостям показа, что многие на выход подтягивались уже с пакетами обновок. Одежда от STRIY действительно привлекает, и не только потому, что теплая и уютная, но и потому, что в каждую модель заложен глубокий смысл – и это очень чувствуется. Как объяснила автор коллекции, ее одежда “про філософію життя, Бога, мову, обряди, закони буття, джерело щастя та сенси, заради яких ми втілилися”.
Читайте также: Выбираем модный пуховик. 10 модных трендов сезона 2022 — 2023
Vesti.ua побывали на показе коллекции и поговорили с Анной Заклецкой о том, насколько сложно организовать стартап в дни войны и какое тайное знание она заложила в свою коллекцию, как ее одежда работает на национальную безопасность и какие идеологические ценности она вкладывает в новое для себя дело.
“Когда мы участвовали в Нацотборе на Евровидение, ощущение было, будто бьемся о бетонную стену»
— Анна, презентовать коллекцию в дни войны – это очень смелое решение. Мало того, презентовать собственный бренд. Почему сейчас?
— Идея коллекции достаточно давняя. Я начала думать о ней за год до полномасштабного вторжения – в феврале 2021 года. Да, это очень дорого и затратно вкладываться сейчас во что-либо, но я – идеолог по природе, и в таких вещах вижу стратегические вещи, даже в контексте национальной безопасности.
Коллекция сопровождается изданием книги-лукбука “Український всесвіт: точна наука світотворення” с толкованиями #відбабусі о значении геометрических символов, узоров, цветов и обрядового круга украинцев еще дохристианского влияния. В ней как раз говорится о том, что пусть мы, украинцы, относимся с уважением ко всем философским течениям, ко всем религиям, но у нас есть своя вера, свой язык, свои представления о мире. Моя бабушка всегда настаивала на этом, поэтому на показе я цитировала одну из ее многих мудрых мыслей: “Марно чекати розквіту своєї квітки, якщо ти поливаешь чуже коріння”. Поэтому война, безусловно, но как раз сейчас, когда люди наконец готовы это услышать, когда они готовы это по-другому воспринимать, по-настоящему вернуться к своим корням – и стало наиболее ко времени.
— Коллекция STRIY действительно ко времени, потому что сегодня все украинцы ищут ответы в истории своего народа, обращаются к фольклору, учат язык, начинают раскапывать свою генеалогию.
— Я очень давно собираю украинский фольклор, интересуюсь им с детства. У меня мама – солистка знаменитого хора им. Веревки. Ее лучшей подругой в молодости была Нина Матвиенко, а я выросла за кулисами. Со временем мама создала детский фольклорный ансамбль “Зернятко” – конечно же, я стала его участницей. Затем была фолк-группа VRODA, в которой я пела 10 лет (в творчестве дуэта соединялись современное звучание и традиционная украинская мелодика. – Прим. авт.). VRODA даже когда-то брала участие в Нацотборе на Евровидение: много кто говорил тогда, что это “шароварщина”, хватало недовольных, которые бурчали – “зачем на сцене эти вышиванки”, многих раздражало и почему у нас в балете парни танцуют разножку (популярный элемент украинского народного танца. – Прим. авт.). Ощущение было, будто мы бросались с разгона на бетонную стену. И только после того, как Украину в настоящие дни начали уничтожать буквально геноцидом, мы вдруг задумались о том, что таки да, давайте перейдем все на украинский язык. И тут уже в “Голосе країни” побеждает девушка с характерным для нашего украинского мелоса вокалом и репертуаром. Мне досадно, почему только сейчас, почему только через “обухом по голове”. Но пришли в себя и слава Богу.
Поэтому я, как идеолог своего fashion-проекта, – хорошо, что у меня муж – еврей, который “заземляет” меня с точки зрения денег и бизнеса, – вкладываю в это новое для себя дело идеологические ценности.
Никакого шовинизма – никто не говорит о том, что мы лучше, а кто-то хуже. Просто своя сорочка ближе к телу, и она, правда, бережет.
— Так какая же сорочка красивая, вышитая… Но расскажите о том, как вы будете коллекцию реализовывать, где можно будет ваши наряды купить?
— Мы запустили сайт проекта, на котором в течение недели действуют особые цены: все средства пойдут на покупку генератора для медицинского стабилизационного пункта под Бахмутом.
Так что есть возможность купить вещи из коллекции по себестоимости. Дальше они будут дорожать. Цена этих вещей зависит от веса пряжи и от времени, потраченного на изготовление изделия. Сейчас на сайте можно купить джемпер из шерсти мериноса за 2,5 тысячи гривен. Для такой эксклюзивной вещи – теплой и легкой – это очень невысокая цена. Плюс она несет на себе много смысловых нагрузок. При этом я сама сторонник лаконичных решений, я такой себе “человек-монохромность” и не люблю, когда в одежде присутствует слишком много деталей. Лучше это все заполнять аксессуарами. Поэтому мы предлагаем достаточно базовый гардероб. Комплект, в который входят брюки, джемпер, пояс и украшение, стоит 9 тысяч гривен. Мне кажется, вполне доступная цена
— А что с размерной сеткой?
— Она дорабатывается и в дальнейшем будет представлена в размерах S, M и L и в двух ростах – extra long и long. Из-за блэкаута мы с фабрикой просто не успели отшить полную размерную сетку, лишь модели для показа. Но поскольку мы хотим, чтобы наша одежда была прикладной и носилась и жила не только в параметрах, принятых в модельном мире, все будет.
— С первого взгляда мне показалось, что коллекция бренда STRIY рассчитана только на молодежь. Но когда на показе вышла ваша мама в уютном платье алого цвета с трикотажной пекторалью на груди, я поняла, что эта одежда может украсить любую украинскую женщину.
— Тут интересный нюанс: моя мама после показа подошла ко мне и сказала, что выкупает свой наряд – платье, пояс и пектораль. Так что все по-честному, потому что я свой бренд продюсирую и финансирую сама. Но мама очень поддерживает идеолога проекта, и когда в моменты отчаяния я ей звоню, она всегда находит правильные слова. Моя сестра также принимала участие в проекте – она участвовала в прорисовке деталей, ездила на встречи на фабрику и помогала принять решение касательно цветов и других моментов. Но, как говорится, “мухи отдельно, а котлеты отдельно”: мама честно купила свой наряд. До показа она его не видела – я ей сказала прийти и обязательно взять с собой красные туфли. Это был сюрприз, который в результате удался.
“Очень жаль, что мастерицы высочайшего класса сегодня не могут себе найти работу”
— Мне кажется, что у вас в коллекции настолько удачные украшения, что на них одних можно делать бизнес.
— На самом деле, забегая немного вперед, скажу, что мастерицы изготавливали украшения вручную, в отличие от мериносовой одежды, которая отшивалась на фабрике. И сейчас авторы украшений работают дальше. Дело в том, что мы запланировали презентовать модели трех базовых цветов – хотелось этим передать концепцию мифов о сотворении мира. Но цветовую линейку мы будем расширять обязательно. А в дальнейшем обязательно будут украшения и вещи в трендовых цветах. Мы планируем, например, создать модели и в сиреневом, зеленом, розовом оттенках.
— Ваша идея fashion-бренда хороша еще тем, что создавая ее, вы автоматически поддерживаете и мастеров, многие из которых сегодня остались без работы, и фабрику, которая получила большой заказ.
— С мастерами вы попали буквально в яблочко. Ирина Копач, которая создавала аппликацию для главного свадебного платья, созналась мне, что когда началась война, она куда только ни обращалась в поисках работы, но ее не было, поэтому женщина начала осваивать азы маникюра, чтобы хоть как-то заработать деньги. А она – мастер высокого класса, которая владеет уникальной и очень сложной техникой. По ее словам, я своим предложением поработать буквально вытянула ее из депрессии.
Что касается фабрики JENADIN, то она, тьфу-тьфу, очень успешная, создает прекрасные вещи и имеет заказчиков за пределами Украины. Правда, в этом процессе существуют проблемы с логистикой и с поставками пряжи, но они работают много и мне очень помогли. Они настоящие партнеры проекта, которые создали для меня, как дизайнера, прекрасные условия.
“Скрытых знаков защиты я на одежде не размещаю, но хорошую энергию гарантирую”
— Показать коллекцию это одно, а что вы будете делать с новоиспеченным брендом дальше?
— Когда ты работаешь в сфере шоу-бизнеса, то ты долго идешь к событию, но когда оно происходит, ты выдыхаешь. А здесь презентация стала лишь началом всего – за ней последует много труда. Мне придется узнать все о производстве одежды, открытии интернет-магазина и физического шоурума. Я сейчас изучаю тенденцию предпочтений клиентов, чтобы понимать, что пойдет лучше, что хуже. Но уже сегодня в коллекции есть свои фавориты. Стали поступать первые заказы из-за границы. Пока это в большинстве своем мои подруги, которые временно находятся за пределами Украины. Но я понимаю по отзывам, что коллекция вызвала интерес, и верю в ее коммерческий успех. Все потому, что эта одежда может быть и радостью в такое непростое время, и оберегом. Потому что, как учила меня моя бабушка, все, что я делаю, я заговариваю на любовь и благодарность.
— Ваша бабушка умела делать заговоры?
— Что-то она точно знала. Бабушка часто шутила: “Я не найголовніша відьма на селі была, я так, побутова”. Бабуся, которой 5 ноября исполнилось бы 100 лет, была очень умной женщиной, и у нее всегда было все четко. В семье шутили, что она как “министр обороны”. Бабуся была старшей из девяти детей в семье и окончила, как сама любила говорить, “три класи i калiдор”. Но она была настоящей “книгой”, рядом с которой мне повезло вырасти. Все услышанное и постигнутое от бабушки – в этом проекте: чтобы никто и никогда не врал моим потомкам об их происхождении, корнях, языке, традициях, праздниках и обычаях.
— Свою одежду STRIY вы снабжаете оберегами?
— Скрытых знаков защиты я на ней не размещаю, но хорошую энергию хозяину одежды гарантирую, потому что подхожу к ее созданию с чистыми мыслями. Кроме того, в этой одежде много интересных фишек. В коллекции есть, например, двусторонние вещи. Украинские женщины никогда не вышивали свои сорочки так, что с лицевой стороны она красивая, а с изнанки – что попало. В старину сорочки вышивали не крестиком, такая техника вышивки появилась в Украине достаточно поздно. Зато очень распространена была техники вышивки “низинка”, она очень похожа на тканую, и когда на нее смотришь, она со всех сторон красивая. В такой технике создавались, например, знаменитые борщевские сорочки. И тут речь идет о целой концепции наших предков – что в человеке должен быть красивым как внутренний, так и внешний мир. Это все о настроенности и целостности, о том, что все призвано оберегать и держать душу и тело в целостном гармоничном состоянии. И, соответственно, все лишнее будет отскакивать от такого человека, как от огня.
— У вас есть высшее политологическое и психологическое образование. Можете посоветовать людям, как сегодня правильно вести себя в социуме, наполненном разного рода экспертами и политологами? Как видеть истину?
— Критическое мышление – это первое, что необходимо. Потому что технологии работают очень интересно. Иногда раскручивается какая-нибудь специальная фигура, чтобы вызвать доверие. И с точки зрения человека эта фигура может какое-то время говорить действительно правильные адекватные вещи. Но это все может создаваться с целью, чтобы при помощи этой раскрученной фигуры, которой уже доверяют, подбросить людям информацию, в которой кто-то неизвестный заинтересован. Так что не забывайте о критическом мышлении, потому что, как опять-таки говорила моя бабушка, “перемагає той вовк, якого ми годуємо”. Чем больше мы говорим о своих врагах, тем сильнее мы их питаем. Поэтому я призываю к пониманию того, что “нам своє робити”: лучше говорить не о том, почему все плохо и кто виноват, а делать то, что хорошо и что помогает всей Украине.