Содержание


            Евгений Гендин: DniPro ГогольFest 2022 должен был окончиться мирным взрывом

Внештатный советник по культуре мэра Днепра о том, как город выживает в войну

Когда говорят о переселенцах, первым делом упоминают Львов как город, принявший первую волну людей, бежавших от войны. Но сегодня важнейшим городом, дающим приют переселенцам из зоны боевых действий, стал Днепр. Негласная статистика говорит о 200 тысячах человек, которые сегодня нашли пристанище в Днепре. Как этот город выживает сегодня и насколько война сковывает его культурную жизнь, Vesti.ua рассказал внештатный советник по культуре городского головы Днепра и сооснователь фонда “Культурная столица” Евгений Гендин.

Днепру не привыкать быть форпостом

Какая сегодня атмосфера в Днепре – городе, который находится достаточно близко к линии фронта и который приютил тысячи переселенцев?

– Днепр живет, работает, борется, принимает переселенцев, старается развивать культуру, не терять присутствия духа и максимально помогать фронту. Это общие слова, но в этих словах нет ни грамма натяжения. Все так и есть. 

Нам не привыкать быть форпостом. Хотя форпост – это такое затертое слово, поэтому я иногда иронизирую и называю Днепр  – “форпост-модерн”.

– Сколько на данный момент переселенцев в Днепре?

– Точно сказать трудно. Официально в области уже под 300 тысяч переселенцев, а в Днепре – порядка 150 тысяч только зарегистрированных, но, думаю, на самом деле больше – не все становятся на учет. И это, кстати, весьма ощущается. Это заметно по людям, которые не ориентируются в городе и спрашивают, как пройти куда-то там. Заметно по большому количеству стареньких машин – “копеек” и “москвичей”, прикативших из маленьких донбасских городов. Они очень бросаются в глаза на дорогах в нашем “распальцованном” городе. 

– Почему переселенцы выбирают сейчас для себя именно Днепр? Я знаю, что в Киеве квартиры под сдачу очень упали в цене, но к нам не едут, а у вас уже аренда самой убогой хрущевки стоит не менее 10 тысяч гривен.

– Во-первых, потому что Днепр – это лучший город мира и потому что здесь работает программа “Культурная столица” (улыбается). Ну а если серьезно, то Киев с начала войны был главной целью врага и все-таки далековато он находится от Донбасса. И, в-третьих, у Днепра есть аура города-форпоста, города-приюта, который примет и защитит, как это было в 2014 году. Даже с географической точки зрения, мы говорим: “За нами Донбасс”. А кроме того, мы граничим с Запорожской, Херсонской и Харьковской областями. Война происходит вокруг нас, поэтому реки переселенцев и текут сюда. 

– Инфраструктура справляется с потоком людей?

– На мой взгляд, да – свет, газ и вода идут без перебоев. Инфраструктура пока держит оборону – это я вам говорю как житель города. Но каждый на своем месте старается ситуации помочь. Мы в рамках программы «Культурная столица», или, как мы себя называем “КУСТ”, открыли четыре шелтера для беженцев, размещали людей в гостиницах и школах. И мы же стараемся заниматься культурной жизнью города с учетом увеличившегося количества людей.

– Насколько война сковывает культурную жизнь в Днепре? Культурная жизнь: она больше есть, чем нет, или наоборот? 

– Разумеется, культура есть, но она очень изменилась и старается работать на победу – как духовно, так и материально. Практически все маленькие и крупные события имеют донаты для ВСУ. Причем не просто на “потребы”, а зачастую деньги собираются на конкретные цели. Так мы организовали благотворительные концерты в метро. Я вам скажу: это было по-настоящему круто – “Друга Рiка”, Олег Скрипка, ТНМК, Pianoboy. 

И нам много удалось собрать на карету скорой помощи для оперативного командования “Восток”, на тепловизоры, на квадрокоптеры. Я вот знаю, что молодые днепровские стендаперы собрали своими выступлениями уже на третий тепловизор. 

Мы шли по нарастающей, ни один из городов Украины не имел такого культурного роста, как Днепр

– Стендаперы в Днепре где сейчас выступают?

– Они выступают и у нас на базе “Культурной столицы” в Музее украинской живописи, и в заведении First Wave на ул. Короленко, 3а. У нас в Днепре весьма неплохая школа стендапа, я это говорю как бывший редактор с 20-летним стажем Днепровской Лиги КВН и Днепровской Лиги смеха. Поэтому большая часть артистов этого жанра росли на моих глазах, включая Сергея Притулу, да и нынешнего гаранта – с Владимиром Зеленским мы знакомы с 1997 года, страшно сказать – 25 лет. 

Но вернемся к культуре. Если забежать чуть-чуть назад, то война тотально ударила под дых культуре. Мы шли по нарастающей, ни один из крупных городов Украины не имел такого культурного роста, как мы с 2016 года. Мы ежегодно проводили несколько международных фестивалей. И “Джаз на Днепре”, и Book Space Fest, и “DniPro ГогольFest”, и Международный фестиваль блогеров, и фестиваль “Безвиз”. Во время ковида мы не только не умерли, а умудрялись проводить события как онлайн, так и офлайн. На 2022 год у “Культурной столицы” было планов просто громадье. Хочу отметить важный факт: мы выиграли грант Украинского культурного фондаБольшая культурная столица Украины – 2022. В этом году на джаз-фестиваль в Днепр должен был приехать обладатель девяти наград “Грэмми” Артуро Сандоваль – контракт с ним до сих пор действует, так что надеюсь, он однажды приедет. На Book Space Fest планировалось участие более 100 издательств. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Знатоки отказались играть в “Что? Где? Когда?”, но Козлов согласился

DniPro ГогольFest славился своими грандиозными перформансами

– Будет мир – и вы все реализуете.

– Но сколько усилий было вложено в 2022 год! За неделю до начала войны в Днепр приезжал Влад Троицкий (организатор фестиваля “ГогольFest”. — Прим. авт.). И мы с Троицким, с моим партнером и товарищем Григорием Гельфером, а также с Геннадием Корбаном, который, чего скрывать, важную роль играет в культурной жизни Днепра, сидели и придумывали будущий фестиваль. Напридумывали просто феерические штуки. В этом году “DniPro ГогольFest” должен был закончиться мирным, но… взрывом. А еще гранты… Мы давали их на творческие стартапы молодым днепровским музыкантам, художникам, поэтам. В этом году было очень много заявок. Но все это перечеркнула война, и те средства, что у нас были – бюджетные и свои, – мы направили на организацию помощи переселенцам. 

– Днепр славен своими театрами, они работают?

– Ситуация сложная, потому что многие актеры уехали. Например, театр “Верим!” – на мой субъективный взгляд, один из лучших в городе, там половина состава воюет. Начал работать Театр им. Шевченко и театр ДРАМИКОМ – бывший Русский академический театр им. Горького. Ему, конечно, трудно перестраиваться, но дело идет. Отдельно хочу сказать о Днепровской филармонии. Если первые месяцы войны она физически работала бомбоубежищем, то последнее время стала для горожан бомбоубежищем духовным: там сегодня проводятся концерты академической музыки и даже джаз иногда звучит. Все эти культурные учреждения работают сегодня так же, как гуманитарные центры, где переселенцы могут получить поддержку. 

– В ваших шелтерах для переселенцев тоже дают концерты.

– Больше все же мы стараемся для детей. Устраиваем им праздники, выступления клоунов и фокусников. Понимаете, если раньше речь шла о концертах в Днепре звезд мирового джаза, выступлениях писателей международного значения, шоу победителей Евровидения – группа Lordi выступала у нас на фестивале “Безвиз”, – то сегодня вот так – фокусники и клоуны. И для людей они важны. Мы много чего для переселенцев проводим: от экскурсий в музеи, планетарии и ботсад до арт-терапии и встреч с психологами. Такая нынче культура. 

Каждый желающий может прийти и убить путина

– На днях в Днепре открылась уникальная выставка “Неприйняття” – это проект “Культурной столицы” при поддержке департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета.

– Если я скажу, что это надо видеть, вас это не удовлетворит. В экспозиции почти 200 полотен украинских художников, часть из которых сейчас воюет в ВСУ. Это действительно интересная разнообразная современная живопись. Но помимо экспозиции картин, инсталляций и скульптур, на протяжении месяца (выставка продлится до 23 августа 2022 года) здесь будут проводиться арт-лекции, театральный перформансы, воркшопы. А еще в конце рабочего дня выставки за донаты каждый желающий может прийти и убить Путина, вот так взять и раскурочить в пыль его гипсовый бюст.

На выставке «Неприйняття» в Днепре можно прийти и за донат разбить бюст путина

Может, это, конечно, похоже на культ вуду, но нам украинцам терять нечего, тут все способы хороши. 

Всего на выставке шесть залов. Мы все за эти полгода уже изучили психологические стадии принятия войны психикой: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие и действие. Каждый зал и его экспонаты отображают одну из стадий. А в зале “Депрессия” у нас есть уголок “Вакуумированные желания” – там можно запечатать в вакуум свою мечту, которую помешала исполнить война, и оставить ее на выставке. И все пространство “Неприйняття” оплетено красными нитями, символизирующими кровяную сосудистую систему нации. Эта выставка направлена на психологическую трансформацию людей во время войны путем искусства. Там есть глубокие и провоцирующие, и противоречивые штуки, но современное искусство – оно ведь такое и есть. 

– А путин в каком зале находится?

– Для его убийства мы выделили отдельный зал. Но дело ведь не в Путине, дело в том, что людям нужна разгрузка, и они на выставку идут очень активно. Люди изголодались по мирной жизни, частью которой культура и является. Если в первые дни войны нас всех сильно пришибло, то сейчас все творческое остро необходимо людям. Поэтому когда кто-то начинает варнякать “отэто лучше вместо вот этого сделали бы это” – я переступаю и иду дальше, продолжаю делать свое дело. И если сегодня кто-то из анонимов в связи с обострившейся политической и межклановой ситуацией в Днепре пишет мне: “Ну что, Гендин, не будет теперь у тебя “Джаза на Днепре”, Book Space Fest и “DniPro ГогольFest”, – я, улыбаясь, спрашиваю: “У меня?!” Все у нас в Днепре есть и будет, и даже лучше. 

– Это вам пишут в связи с ситуацией вокруг Геннадия Корбана, который содействовал реализации ваших проектов?

– Вот вы в начале интервью спросили меня: какая сегодня атмосфера в Днепре? Я вам скажу, что изгонять Геннадия Корбана в столь трудное время было, как говорят, “не на часi”. Культура культурой, но город реально встревожен. Потому что Корбан, при всей контроверсийности – для некоторых – своей личности, всего себя отдавал городу. Он работал 24 на 7. У него все время толпились в приемной военные и волонтеры, он решал все вопросы. Поэтому как представитель “Культурной столицы” я скажу: “Так поступать с Корбаном некультурно”.