Содержание


            Lego, Balenciaga и "Червона калина". Как год войны в Украине изменил мир

Итоги года войны – как изменились шоу-бизнес, кино и мода

Прошел год крупномасштабной войны в Украине. Vesti.ua проследили, как за этот период менялось отношение к нашей стране в разных сферах массовой культуры, и как менялся образ украинцев. 

Евровидение – какие тренды на 2023 год заложил Kalush Orchestra 

В прошедшем году Украина победила уже в третий раз на Евровидении. На этот раз первое место заняла группа Kalush Orchestra, которая во время выступления в финале призвала Европу спасти Мариуполь и защитников “Азовстали”. Их победа была в достаточной мере предсказуема – с того момента, как музыканты приняли для себя решение, несмотря на войну, все равно принять участие в конкурсе, все букмекерские компании отдавали им первое место. Хотя эта победа произошла в большей степени благодаря желанию людей поддержать нас в этой войне, нежели благодаря музыкальному материалу, который представили наши музыканты. В этом плане англичанин, занявший второе место, был гораздо сильнее всех остальных участников. Поэтому тот факт, что в 2023 году Евровидение принимает Англия, смотрится вполне закономерным.  

Как правило, победитель задает тренд на конкурс, который проходит в следующем году. Какая-то часть участников подхватывает музыкальный жанр. Судя по тем исполнителям, которые уже известны, на конкурсе будет больше, чем обычно, этнических костюмов и этномотивов. Но это не единственный тренд. Уже известны как минимум два участника нынешнего Евровидения, которые посвятили свою песню войне и представят на сцене целый перфоманс. Это чешская группа Vesna с композицией My Sister’s Crown, где солистки в этнических нарядах пяти славянских стран, включая Украину, делят корону. Вторые – это хорватская группа Let 3 с песней Mama ŠČ!. Их номер оказался смесью военной и ЛГБТ эстетики. Но, кроме этого, не называя имени, они поют о маленьком психопате, который угрожает всем ракетами. 

Вполне возможно, что количество желающих высказаться со сцены против войны будет больше, поскольку на данный момент свои песни представили только 15 участников из 37. Кроме этого, несколько песен, которые были написаны под впечатлением от войны в Украине, были представлены в нацотборах нескольких стран. Но они проиграли свои нацотборы. 

Шоу-бизнес – “Червону калину” поет весь мир

Самой известной украинской песней за пределами нашей страны стал марш сечевых стрельцов “Червона калина”. В первые дни войны ее акапельно исполнил лидер “Бумбокса” Андрей Хлывнюк, а позже южноафриканский музыкант The Kiffness сделал на нее ремикс и выложил его в соцсети. После этого песню подхватили во многих странах мира профессионалы и музыканты-любители. Одними из самых известных участников этого флешмоба стала группа Pink Floyd,  выпустив песню Hey Hey Rise Up, в которой использовался вокал Хлывнюка. Песня заняла первое место в чартах iTunes в 27 странах мира. Это была первая и единственная новая композиция, которая вышла у группы за семь лет после объявления о распаде. В итоге от ее продажи музыканты выручили 600 тысяч долларов и всю сумму направили нескольким разноплановым украинским фондам.

Кроме Pink Floyd, в поддержку Украины высказывались многие звезды поп- и рок-сцены: записывали дуэты с нашими артистами, как Эд Ширан, приезжали с концертов в Киев, как U2, и стали амбассадорами фондов по сбору средств на восстановление Украины, как Imagine Dragons.

Однако порыву помочь Украине поддались далеко не все звезды, и это заметно ухудшило отношение к ним, в первую очередь в Украине. Промолчав о своем отношении к войне или отделавшись формальным постом в соцсетях STOP WAR, артисты никак не пострадали в своей стране, однако многие фаны в Украине отвернулись от своих кумиров. Среди них MUSE и Depeche Mode, от которых особо ждали антивоенного заявления, поскольку первые неоднократно в своем творчестве высказывались против войны. Вторые поют о внутреннем мире человека. Если артист касается такой темы, активная антивоенная позиция кажется вполне естественной. Однако на странице группы появилось, спустя время, лишь два дежурных слова.

Больше всех из кумиров старших поколений удивил бывший музыкант Pink Floyd Роджер Уотерс. Странность в том, что он всегда выступал за свободу, и большинство его песен были концептуальными – против тирании, оскотинивания и разделения общества. Но реальный Уотерс оказался не таким, как его лирический герой. Вначале он обратился к первой леди Украины с официальным письмом, в котором призвал повлиять на мужа, чтобы тот остановил войну и прекратил просить и закупать оружие у Америки. Кроме этого, он назвал эту войну гражданской и признал Луганскую, Донецкую области и Крым территорией России. Спустя несколько месяцев музыкант по просьбе представителей России выступил в ООН с речью, в которой сказал о том, что эту войну спровоцировала Украина.

После первого заявления был отменен ряд его концертов в Европе. А после второго западные СМИ начали называть его “кирпичом в стене российской пропаганды”.

Также война принесла тенденцию среди украинских музыкантов. Многие из них получили приглашение выступить на одном и более крупных международных фестивалях, и это, по мнению продюсеров, скажется в дальнейшем на их популярности. Если раньше заграничные гастроли имели единицы, то теперь около двух десятков наших звезд дают по всему миру концерты. А некоторые даже выступили дуэтом с мировыми звездами, что принесло им большую узнаваемость в Европе. В первую очередь это дуэты Тараса Тополи с Эдом Шираном, когда они спели его суперхит 2step, в которой солист “Антител” исполнил свою часть на украинском языке. Кроме того, на эту песню был выпущен клип, набравший 16 миллионов просмотров в YouTube, и однажды артисты выступили вместе на сольном концерте британца. Также Тополя спел вместе с U2, когда группа приехала в Киев выступить в метро. Сопоставимо повезло еще Святославу Вакарчуку, который выступил с Coldplay в Брюсселе. Вместе они спели песню “Обійми”.

Однако положение большинства украинских артистов можно назвать плачевным. Проблема в том, что большинство концертов, которые они дают, проходят либо бесплатно, либо заведомо за более низкий гонорар, чем они привыкли получать. 

Военные песни – хиты и графоманство

Вполне естественно, что за этот период с первых дней и до сих пор появляются военные песни. Вначале это были либо кавер-версии на старые песни УПА – от “Червоної калини” до “Батько наш – Бандера”. Либо современные, которые появились уже после 2014 года, – “Біля тополі” польской группы “Еней” или “Браття Українці” группы “Шабля”. Но спустя время начали появляться уже свежие песни. Одни писались быстро, что называется, с колен, на уже знакомые мотивы, как, например, хит Христини Соловий “Українська лють (Bella Ciao cover)”. А вслед за ними, уже к концу весны, те, которые надолго задержались в плейлистах украинцев. Самыми популярными из них стали “Чути гімн” рэпера SKOFFKA и “Україна переможе” Александра Пономарева, который собрал сборную украинских звезд эстрады и юмора.

По мнению продюсеров, мало какие из этих песен станут теми хитами, которые будут вспоминать и исполнять после войны. Но во время войны они оказались настолько к месту, что песни становятся популярными без лишней рекламы. А главное, они оказались звездным часом совершенно новых исполнителей, о которых до войны никто особо не знал. Среди них “Байрактар” Тараса Боровка, “Пес Патрон” от KARTA SVITU и  “Допоможе ЗСУ” от Chico & Qatoshi. 

В какой-то момент их критическая масса стала настолько велика, что эти композиции начали занимать большую часть эфира украинских радиостанций. Проблема оказалась в том, что на теме войны некоторые начинающие, а потом и звездные исполнители начали паразитировать и пачками предлагать проходные песни, в которых содержался набор стандартных лозунгов и фраз. Подобные песни появляются до сих пор, и вокруг них в соцсетях разворачивается жесткая дискуссия. Так, например, было с песней Артема Пивоварова “Маніфест”, когда автора и исполнителя обвинили в графоманстве. Но, несмотря на жесткие реплики коллег, песня все равно стала хитом. Всего за месяц она набрала почти четыре миллиона просмотров в YouTube и восхищенные отзывы поклонников.

Киноиндустрия оказалась самой неповоротливой 

Киноиндустрия оказалась самой неповоротливой в отношении реакции на событие. Но это объясняется тем, что для создания полнометражного художественного фильма или сериала от идеи и начала написания сценария до выхода в прокат минимум год. Весной стали появляться лишь первые заявлениях о намерениях. Например, украинско-российский продюсер Александр Роднянский в мае заявил, что будет снимать сериал по книге Александра Зыгаря “Вся кремлевская рать”. Правда, посвящена она будет не Украине, а Путину и тому, как он из офицера КГБ превратился в президента и диктатора. Позднее и украинские продюсеры начали делиться своими планами. На стадии готовых сценариев запланированы, но еще не сняты картины о трагедии в Буче и обороне “Азовстали”. 

Однако появился в начале января развлекательный контент. Пока вышло две коротких серии мультфильма для детей о псе Патроне. Первая набрала в YouTube уже 1,8 миллиона просмотров, а вторая подбирается к отметке в один миллион. Главный герой в них находит взрывоопасные предметы в неожиданных местах. Больше это похоже на рекламный ролик службы спасения и заканчивается указанием номера телефона 101.   

Оперативнее всех оказались документалисты. Как раз незадолго до годовщины войны на Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма Шона Пенна “Суперсила”. Правда, снимать эту картину голливудский актер начал еще задолго до 24 февраля 2022 года. Изначально его картина была посвящена ситуации на Донбассе. Но поскольку начало крупномасштабного вторжения застало Пенна в Украине, то и тема картины немного изменилась.

Шон Пенн на передовій

Кроме Шона, свой документальный фильм о войне в Украине снял и уже презентовал американский режиссер, рожденный в СССР, Евгений Афинеевский. Эту картину он снял при содействии платформы Netflix и украинских тележурналистов. 

Напомним, что в 2015 году этот режиссер выпустил картину “Зима в огне”, которая рассказывала о противостоянии на Майдане зимой 2013-2014. Тогда фильм попал в шорт-лист премии “Оскар” в номинации “Лучший документальный фильм”. На этот раз Афинеевский выпустил как бы продолжение – «Свобода в огне: Борьба Украины за свободу». Картина уже была показана в рамках Венецианского кинофестиваля, где режиссер получил награду Movie for Humanity. Кроме этого, его работа уже получила награду на кинофестивале в США и премию Фонда семьи Бриццолара. Фильм также номинировали на премию Critics Choice Documentary Awards. Правда, на этот раз не попал в шорт-лист “Оскар”.

Хотя в этой же номинации будет представлена другая картина о войне в Украине – “Дом из щепок”, рассказывающая о детском доме, организованном волонтерами и соцработниками, который находится в прифронтовой зоне. 

При этом Американская киноакадемия продолжает придерживаться странной политики в своем отношении к войне в Украине. Когда проходила церемония награждения в прошлом году, организаторы отказались предоставлять слово Владимиру Зеленскому. Хотя переговоры на этот счет велись, и речь даже была записана. Более того, Шон Пенн тогда заявил, что если президенту Украины не дадут слово, он вернет академии свой “Оскар”. Угроза не сработала, но теперь эта статуэтка – в Офисе президента Украины. Тогда же на церемонии награждения с речью выступила Мила Кунис, однако слово “Украина” у нее не прозвучало, и тот факт, что Россия напала на нашу страну, тоже не был озвучен. Общее впечатление от ее выступление было таковым, будто это война между двумя абстрактными странами, и актриса озвучивает синопсис будущей своей работы. В конце концов ведущая вечера сказала, что война идет в Украине. Но потом довела свою речь до абсурда, сузив проблему до того, что в этой стране сейчас погибают представители ЛГБТ.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Накрутка подписчиков в Инстаграм: бюджетно и эффективно

Будут ли в этом году на “Оскаре” говорить о войне в Украине – не факт. Тем более что в двух номинациях, посвященных документальным фильмам, присутствуют сразу две картины российских режиссеров. Одна рассказывает о Навальном, а другая, короткометражка, об ученом, который исследует жизнь моржей. И это на фоне того, что все крупные кинокомпании закрыли свои представительства в России, и уже с лета прошлого года все голливудские премьеры, а также новые сериалы россиянам стали недоступны. Кроме этого, организаторы крупнейших европейских кинофестивалей отказались от российского контента.

Правда, нужно добавить, что отношение в Голливуде к Украине начало меняться в лучшую для нас сторону. Во-первых, с лета прошлого года их дистрибьюторы возобновили показ своих картин, несмотря на то, что наш прокат приносит им совсем несущественные деньги. Во-вторых, на церемонии награждения второй по значимости международной кинопремии “Золотой глобус”, которая традиционно прошла в январе, организаторы предоставили возможность Зеленскому выступить с речью.

А вот что касается образа украинца в мировом кино, то он пока нелицеприятен. До 2014 года украинские персонажи крайне редко появлялись в кино. А после захвата Россией Крыма, Донецка и Луганска украинцы, как персонажи, стали чаще появляться в популярных фильмах и сериалах. Но видели нас там как-то однобоко. Если это мужчина, то чаще всего это бандит или киллер, который повоевал на Донбассе, а потом стал наемником. Подобные герои появились в сериалах “Элементарно” (2015), “Стрелок” (2016) и “Мадам госсекретарь” (2016). 

Только после начала масштабного вторжения ситуация слегка начала меняться. В марте 2022 года должна была состояться премьера шпионского боевика Гая Ричи «Операция «Фортуна»: Искусство победы». Но премьеру перенесли из-за одной нелицеприятной для украинцев сцены, в которой персонаж Джейсона Стейтема рассказывает, что смертоносное оружие купил украинский синдикат. На что его компаньонка в исполнении Обри Плазы отвечает, и начинается разговор:

– Этот неизвестный продавец был вчера среди вас.

– Украинец. Я могу проникнуть внутрь украинцев.

– Хотя бы пригласи их сначала на ужин, прежде чем проникать в них. Извращенец.

Гай Ричи понял, что такая сцена будет теперь совсем неуместна, и переснял ее, и фильм в новой редакции вышел на экраны уже осенью 2022 года.

Граффити – в разрушенных домах художники оставили миллионы долларов

В Киеве и нескольких городах-спутниках столицы на стенах домов и развалинах появились рисунки самого дорогого художника, работающего в стиле стрит-арт, Бэнкси. На аукционах его работы уходят за миллионы долларов. Наверное, именно это объясняет тот факт, что одна из его работ, которая была нарисована в Гостомеле, вскоре была вырезана. Такое уже не раз происходило с граффити Бэнкси, которые он рисовал у себя в Англии.

Графіті Бенксі на Алеї Героїв Небесної Сотні

От своих коллег он отличается не только тем, что скрывает свое лицо и уже около 30 лет остается инкогнито. Многие его работы – это троллинг или стеб над стереотипами или актуальными проблемами. Не обошлось без шуточного подхода и в этот раз. В частности, на улице Большая Житомирская на стене дома возле одного из кафе кто-то нарисовал пенис. А Бэнкси превратил это в российскую пусковую установку. После того как авторство художник подтвердил, разместив это у себя в соцсети, рисунок закрыли стеклом, предварительно стерев то, что было домалевано другими людьми. 

Однако все остальные рисунки Бэнкси может постигнуть та же, а может, и более худшая участь, чем гостомельское изображение. Оно, по словам людей, срезавших изображение, хотя бы в целостности и сохранности и не всплывет теперь на “черном аукционе”. Однако остальные работы, которые есть в других местах, могут со временем бесследно исчезнуть, поскольку выполнены на развалинах домов, как гимнастка в Бородянке, или вообще на бетонных блоках и противотанковом еже, как дети на качели в Киеве на аллее Небесной Сотни.   

Но надо сказать, что стрит-артовских художников часто не заботят последствия и судьбы их граффити. Будут они смыты или срезаны. В частности, украинские известные стрит-арт художники, чьи работы есть не только в Киеве, но и в других городах мира, рассказали нам о том, что они изначально понимают, что может случиться с рисунком. Но он либо уже оплачен заказчиком, если это большая работа на всю стену дома. Либо нарисовано и зафиксировано на фото и видеокамеру. 

Кроме британца, в Киеве несколько раз был и работал другой стрит-арт художник, которого называют французским ответом Бэнкси, – С215. Правда, он не скрывает свое имя – это Кристиан Геми. 

Художник С215 малював на предметах, що були у руїнах: ящиках, дошках і валізах

Он также создал граффити в Буче, Гостомеле и Киеве на разрушенных зданиях. В Киеве художник нарисовал граффити “Свобода, ведущая народ“ в цветах Украины на террасе посольства Франции, работу, посвященную Тарасу Шевченко, а также несколько граффити на фоне разрушенных построек. Граффити-двойник стены, которую можно увидеть в 13-м округе Парижа, появился и во Львове.

Художник сделал своеобразную “перекличку” своих работ. Вскоре после массированного вторжения в Украину россиян он нарисовал в Париже мурал с девочкой-украинкой. “Шедевр этого года 2022: эта стена нарисована в поддержку украинских беженцев, расписанная добровольно в Париже-13 в начале марта, в начале конфликта; стена, которая потом привела меня в Украину в марте, потом в апреле, которая изменила мою жизнь”, – подписал он в Instagram фото мурала. Во Львове такое же граффити – на улице Городоцкой, недалеко от Львовской оперы.

То, что объединяет С215 с Бэнкси, так это его символичность работ, посвященных разным темам. Граффитчик также создал работу по мотивам известной картины Эжена Делакруа “Свобода, ведущая народ”, где изображена женщина с ружьем и французским революционным триколором, ведущая людей через тела погибших. Теперь на стенах французского посольства в Киеве почти копия Делакруа, но там в руках героини украинский флаг.

А еще возле разрушенной оккупантами многоэтажки в Киевской области Кристиан изобразил своего сына Габина в вышиванке. Также много небольших работ Геми сделал на уничтоженной ВСУ российской технике, которая представлена в центре Киева. Также он это делал на находившихся в руинах предметах: ящиках, досках и чемоданах. Процесс создания снимал на видео, которое выложил в соцсетях.

Lego – играть в Зеленского и защитников “Азовстали”

Пока в голливудских фильмах сохраняется образ современного украинца с большим знаком минус, империя детских конструкторов Lego приучает своих поклонников к тому, что украинцы – это не просто воины, а в первую очередь защитники. За год было выпущено уже немало фигурок, которые имеют реальных прототипов. 

Первое, что было выпущено, это ограниченная партия мини-фигурок президента Владимира Зеленского и крошечные “коктейли Молотова”. Их создали в компании Citizen Brick, после чего игрушки были проданы в целях благотворительности. В итоге была собрана сумма в 16 540 долларов. 

Прототипами фігурок стали начальник штабу полку «Азов» Богдан Кротевич, командир Денис Прокопенко та заступник командира Святослав Паламар

Потом подключилась компания The Brothers Brick, которая разрабатывает исторически достоверные конструкторы на военную тематику. Их первая военная серия была посвящена защитникам “Азовстали”. В частности, прототипами фигурок стали начальник штаба полка «Азов» Богдан Кротевич, командир Денис Прокопенко и заместитель командира Святослав Паламар. После успеха этого конструктора у покупателей эта компания выпустила еще несколько серий, у которых были как реальные прототипы, так и образы, навеянные публикациями в СМИ. Причем желание выпустить серию парамедиков, как оказалось, для директора компании Эндрю Бикрафта было продиктовано не только героизмом наших женщин-военнослужащих, но и тем, что его дед во время Второй мировой войны был парамедиком. Прототипами для этой серии стали Алина Михайлова, Екатерина Галушка и Анна Архипова.

И, конечно же, конструкторы не могли обойти вниманием одного из первых распиаренных героев войны, саперную собаку по кличке Патрон. А вместе с ним фигурки аэроразведчика и дрона.

Кроме фигурок бойцов, компания выпустила игрушечные танки, самолеты и другие виды военной техники. Их можно увидеть в поздравительном ролике от Lego, снятом ко Дню независимости Украины. На нем можно увидеть не только ту технику, которая активно сейчас применяется в сражениях – истребитель МиГ-29 и бронетехника, танк Т-64 и БТР-4, но и самолет “Мрія”.

Есть и немного парадоксальный факт, когда индустрия заработала на россиянах и отправила деньги в помощь Украине. В частности, литовский моделист Томас Упскас создал серию фигурок российских вояк-мародеров под названием Brothers in Arms, которая потом продавалась с аукционов. В композицию вошло несколько узнаваемых образов – солдат, вырывающий из пола унитаз, военный, несущий обогреватель, и оккупант, писающий на стенку в квартире.

Мода – желто-синие цвета надолго 

С первых дней марта прошлого года многие дизайнеры одежды отреагировали на вторжение России в Украину – Институт цветов Pantone официально сообщил, что из-за событий в Украине трендовым цветом года становятся “свободный голубой и энергичный желтый”. Впоследствии многие дома мод в свои коллекции начали как неотъемлемую часть включать женские платья именно в такой цветовой гамме. А уже к лету в этих моделях на публику начали выходить голливудские звезды. Одной из первых это сделала Шерон Стоун, которая в синем костюме на желтой подкладке появилась на благотворительном вечере на Каннском кинофестивале. А вслед за ней это уже начали делать не только на светских мероприятиях, но и телешоу. Например, актриса Блейк Лайвли пришла на ТВ в уникальном костюме, как будто она завернулась в украинский флаг. А Кейт Бланшетт позировала в сине-желтом костюме во время фотосессии, которая стала анонсом благотворительного аукциона в помощь Украине.

Блейк Лайвлі прийшла на ТБ в унікальному костюмі, начебто вона загорнулася в український прапор

Но, кроме этих случаев, есть и те, когда бренд целенаправленно поддерживал Украину. 

В частности, мощно это делал модный дом Balenciaga. В начале марта креативный директор компании Демна Гвасалия удалил из официального Instagram Balenciaga на 12,7 млн ​​подписчиков все сообщения, кроме публикации со статьей о войне на фоне украинского флага. 

Позднее он начал показ новой коллекции на Парижской неделе моды с декламирования стихотворения на украинском языке и подарил каждому из 525 гостей шоу желто-голубые футболки. 

А в конце июля были открыты продажи свитшотов Balenciaga, выручка от продаж которых полностью пошла на платформу United24 для помощи временно перемещенным лицам.