Содержание
Писатель и музыкант ответил на больной вопрос: время ли сегодня проводить концерты
23 августа отпраздновал свой день рождения Сергей Жадан – один из самых влиятельных на сегодняшний день в Украине писателей и поэтов. Свое 49-летие номинант на Нобелевскую премию по литературе встретил в Киеве, где вечером был запланирован грандиозный концерт “Птах. Жадан і друзі”, посвященный также Дню Независимости Украины и выходу новой книги именинника.
Если кратко, то этот концерт является презентацией уникального артбука “Птах: вірші, що стали піснями”, вышедшего в издательстве “Ковчег Україна”.
«Птах» – книга действительно уникальная. Во-первых, все стихи, которые в ней напечатаны, являются текстами песен (в то или иное время каждым стихотворением вдохновился какой-нибудь музыкант). Во-вторых, когда ты берешь ее в руки, такое ощущение, будто ты открываешь шкатулку с драгоценностями. Листаешь издание – и тебе в лицо нежно шелестят стихи, звучит музыка, что-то шуршит, звенит и сияет, создавая удивительную творческую атмосферу.
“У нас была амбициозная цель – создавать книги-сокровища, книги-реликвии, книги, которые можно передавать по наследству, книги – вместилище культурного наследия Украины, – говорит куратор артбука “Птах” и соучредитель культурной платформы «Ковчег Україна» Ярина Винницкая. – А поскольку поэзия Жадана, как мы считаем, культурное наследие Украины, он заслуживает таких эксклюзивных изданий”.
Как прикладным способом увидеть себя в поэзии Жадана – ответ в артбуке “Птах”
На вопрос, уместно ли сейчас издавать такие дорогие книги, Ярина Винницкая сказала, что когда-нибудь люди возьмутся исследовать, какие книги украинцы издавали во время войны, и “Птах” их удивит. Это будет происходить так же, как сегодня ученые исследуют издание первого артбука, созданного Боттичелли на “Божественную комедию” Данте. Эта книга тоже издавалась в очень непростые времена. Вот и артбук «Птах» останется в наследство будущим поколениям, как капсула – вместилище информации», – объясняет куратор артбука «Птах».
«Птах» – это три искусства в одном. Это поэзия, это музыка, которую можно прослушать по QR-кодам, это изысканное художественное издание. Цена соответствующая – данное произведение искусства стоит 900 гривен. И именно потому, что цена кусается, вы не найдете этого артбука в книжных магазинах, он продается только через платформу “Ковчег Україна», чтобы не было лишних наценок от магазинов.
При создании артбука было использовано много спецэффектов – высечка, рисовая бумага, копирка, калька и зеркальная фольга, являющаяся главной метафорой этого издания. Вы открываете зеркальный разворот со стихами и начинаете всматриваться в него сквозь собственное отражение, и это значит, что каждый из нас видит себя в поэзии Жадана. Пусть прикладным путем, но это прикольно. «Поэтому мы настоятельно рекомендуем слушать эту книгу, рассматривать в ней себя и читать гениальные тексты», – говорит Ярина Винницкая.
Куратор проекта уверяет, что благодаря спецэффектам книга звучит: несколько слоев рисовой бумаги напоминают шорох снега в песне «Сніг»; в композиции «Середні віки» черная копирка с шелестом будет оставлять грязные следы, намекая на “такі середні віки”, где ”місто косить чума»; в песне «Вона» можно оторвать перфорированную бумагу в ритме группы Kozak System; а затем в тишине прочитать пальцами шрифтом Брайля название песни «Торкатися».
Некоторые упрекали авторов проекта в том, что «Птах» – это книга для богатых.
«Да, наши книги – действительно haute couture, «высокая мода» книжной индустрии», – с гордостью говорит Ярина Винницкая.
“Книги нужно издавать дорого. Ведь дешево изданная книга – это неуважение к читателю и духам литературы, – подхватывает тему Сергей Жадан. – Книги должны издаваться красиво, радовать глаз и руки читающих. Сборник, конечно, не полный, ведь моих стихов, которые поются, гораздо больше, и новые песни дальше появляются. Здесь даже речь не идет о каком-то The best – в сборник вошло то, что лично для меня очень дорого. И я рад, что вы сможете эту книгу не только слушать, но и листать, рассматривать фантастические иллюстрации и иметь ее как артефакт. Кроме того, этот артбук имеет две цели: эстетическую и благотворительную. Все средства от его продажи пойдут на поддержку ВСУ, ими мы сможем закрывать непрерывно поступающие запросы”.
Несмотря на высокую цену артбука, во время встречи Сергея Жадана с журналистами за его автографом выстроилась большущая очередь. Автор терпеливо расписывался и на новом издании, и на всех других своих книгах, которые почитатели таланта принесли с собой. Были и такие, что вместо книг подписывали собственные мобилки. А одна девушка даже подставила писателю часть собственного тела, и тот, не моргнув глазом, чиркнул маркером по нежной коже на кисти красавицы.
«Круто, что люди становятся рок-звездами, уже имея свой пьедестал в поэзии и прозе»
Еще одна часть проекта “Птах: вірші, що стали піснями” — это живой концерт-презентация. “Гениальная поэзия Жадана вдохновила многих легендарных украинских музыкантов на создание песен, а это Святослав Вакарчук, группа Kozak System, «ДахаБраха», белорусская группа Bruttо, Тарас Чубай и многие другие. Мы собрали эти стихи-песни под одной обложкой и в одном концерте”, – рассказывают авторы проекта.
Два первых концерта “Птах. Жадан і друзі” прошли во Львовском оперном театре еще в мае. А 23 августа Сергей Жадан созвал друзей-музыкантов в Киеве. В концерте приняли участие Святослав Вакарчук, Кристина Соловий, “Брати Гадюкіни”, “Мертвий півень”, Саша Кольцова (группа “Крихітка”), сестры Тельнюк, актер Ахтем Сеитаблаев в качестве ведущего концерта, ну и собственно Сергей Жадан со своими группами «Жадан и Собаки» и «Линия Маннергейма».
«В этой концепции, этом названии, главное не то, что мы с Яриной сделали книгу, а то, что у меня есть друзья, — улыбается Жадан. – Собрать их в один день на одной сцене очень тяжело, поверьте нам”. Писатель и поэт говорит, что “Птах. Жадан і друзі” – это не просто концерт, где каждый исполняет что-то свое. Это демонстрация коллабораций и экспериментов, которые случились в разное время.
Например, в концерте прозвучит дуэт Жадана с Сашей Кольцовой – «Колискову» для фонда “Повернись живим” они записали несколько лет назад, но никогда не исполняли песню живьем. Или дуэт Жадана и Вакарчука “Країна дітей”. Также будет дуэт группы “Жадан и Собаки” с Кристиной Соловий, а еще есть дуэт Соловий с “Мертвими півнями”. “Наш проект превратился в лабораторию, где мы производим очень неожиданные тандемы и конфигурации. Так что не исключаю, что когда-нибудь все эти эксперименты будут изданы как отдельный альбом. Мне кажется, это очень перспективная идея”, – рассуждает главный герой проекта.
“Я так привыкла к тому, что Сергей является частью моей литературной жизни, как читателя, что, честно говоря, не представляю свою тягу к литературе без его стихов и прозы. Это уже становится частью твоей идентичности, и это очень круто, – говорит Саша Кольцова. – А к этому присоединяется и то, что Жадан делает в музыке. И очень круто, что у людей появился интерес к тому, что он делает на музыкальной сцене. И круто, что люди становятся рок-звездами, уже имея свой пьедестал в поэзии и прозе. И круто также то, что на концерты Жадана приходят дети, у которых сегодня появился запрос на смыслы. Дети, еще вчера слушавшие российский рэп, сегодня прыгают в первых рядах фан-зоны на концертах группы “Жадан и Собаки”.
«За войну мы ужасно перемешались, поэтому аудитории зрителей на западе и востоке Украины не отличаются»
Услышав, как Кольцова говорит о детях и их запросах на смыслы, Сергей Жадан рассказал, кто сегодня ходит на его концерты и чем отличаются аудитории зрителей на западе и востоке Украины.
“Сегодня во Львове живет много «нельвовян», а в Харькове живет много «нехарьковчан». Вследствие этой великой войны мы ужасно сейчас перемешаны, и потому ты на сцене никогда не знаешь, кто сидит перед тобой в зале. И это глобальное перемещение привело к тому, что разница между аудиториями исчезла, – размышляет писатель и музыкант. – А потом сегодня все мы меняемся, все украинское общество. Мы ездим сегодня с музыкантами по стране и не видим разницы между публикой в Кривом Роге или Ивано-Франковске. Хотя раньше аудитории отличались и по количеству, и по настроению, и по включенности в контекст.
Мы с артистами об этом говорили, и все подтвердили, что сегодня появилась совершенно новая аудитория, новое поколение украинцев – от 17 до 20 лет, – которые начали ходить на украинские культурные мероприятия. Где они были два года назад, я не знаю, но сейчас они есть, и это хорошо. Они очень интересные, и до конца нам пока не понятны. И мы им, я предполагаю, тоже. А публика, которая ходила на концерты раньше, ее частично сегодня нет, потому что кто-то выехал из страны в качестве ВПЛ, а кто-то пошел воевать. Я на фронте постоянно встречаю ребят, которых раньше видел на концертах и фестивалях”.
«От культуры во время войны нельзя отказываться, потому что это сфера, которая держит нас в кругу наших ценностей»
Не обошел номинант на Нобелевскую премию по литературе и болезненный вопрос о том, время ли сегодня проводить концерты и заниматься искусством в целом и не отвлекает ли это украинцев от войны.
“Искусство помимо эстетической, эмоциональной, интеллектуальной, развлекательной составляющей должно также нести составляющую социальную. И украинское искусство, мне кажется, является социально зрелым и делает сегодня очень важную работу: во-первых, объединяя и поддерживая людей – как на линии фронта, так и в тылу, а во-вторых, действительно имея меркантильную составляющую: большинство концертов наших артистов сегодня волонтерские и благотворительные, – говорит Сергей Жадан. – Это нельзя недооценивать, потому что это важно с точки зрения психологической и практической. На двух концертах во Львове мы собрали миллион гривен, которые были переданы в 13 бригаду НГУ в Харьков. На концерте в Киеве тоже будем собирать деньги. Артисты на концертах работают без гонораров, потому что мы все на одной волне, мы все объединены одной идеей. И об этом тоже надо говорить, потому что время от времени можно услышать не очень здоровые разговоры и дискуссии относительно того, ко времени ли сегодня культура или ко времени проведение концертов, спектаклей, литературных вечеров и фестивалей. И, возможно, надо от этого отказаться, потому что, мол, это разбалансирует общество и отвлекает наше внимание от войны. Мне же кажется, что ничего подобного – скорее наоборот. Культура – это та сфера, которая держит нас в кругу наших ценностей, в кругу наших убеждений и смыслов. Это очень важно в то время, когда многие выгорают эмоционально, психологически. Культура не должна молчать. Вот и мы не молчим”.