Содержание


            "Аплодисменты не нужны". Что будет в первом спектакле о войне

В Театре на Печерске готовится премьера спектакля «Я, война и пластиковая граната»

Впервые с начала войны в столичном театре появится постановка, посвященная горячей фазе боевых действий в Украине, – «Я, война и пластиковая граната». Это уже не первая попытка переосмысления войны. В Театре на левом берегу уже выходили два спектакля – «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит и «Хлебное перемирие» Сергея Жадана. Однако они были посвящены событиям на Донбассе 2014-2022 гг. Теперь же место действия перенесено на всю страну: из узнаваемых локаций – харьковское метро и киевские спальные районы.

«Я и сама была в этой ситуации»

Пьеса написана этой весной. Она вышла в финал международного драматургического конкурса «Аврора» (г. Быдгощ, Польша), результаты которого будут объявлены только 29 октября. Четыре из семи текстов вошли в “Антологию 24” от Parade-fest. Сценические чтения пьесы прошли в Киеве, Львове, Ужгороде, Праге. Отдельные новеллы были поставлены в Харькове и Амстердаме. Но вся пьеса в целом поставлена впервые и будет представлена в Театре на Печерске.

«Ни одна из этих новелл не является документальной в прямом смысле. Например, в первой новелле я отталкивалась от своего опыта и опыта моих самых близких знакомых семейных пар во Львове. Мне было легче всего ее написать, ведь я и сама была в этой ситуации, – говорит автор пьесы Нина Захоженко.Многие из этих новелл – отражение новостей, историй, увиденных в Facebook. К примеру, быт харьковского метро: жизнь людей, не выходящих наружу; дети, которые начинают деградировать… Меня беспокоило: почему их не вывозят?! Ведь можно эвакуироваться».

Нина Захоженко говорит, что начала специально исследовать психологический феномен убежища: когда люди находят безопасное место, они отказываются его покидать, хоть имеют множество вариантов. «Начинают замыкаться психологически, – уточняет автор. – А о герое-дедушке (новелла «Коренной». – Авт.) услышала из новостей. Время от времени в войне погибали люди, бывшие жертвами Холокоста, – они пережили те ужасные времена. Нынешнюю войну – нет».

Свобода выбора

«Я, война и пластиковая граната» – это спектакль-антология. Герои спектакля – наши соотечественники, которые по-своему пытаются адаптироваться к новой, военной, реальности. «Война влияет на нас всех. В пьесе – эпизоды о тех, кто непосредственно в ней не участвует, но реагирует на нее, и очень по-разному. Все это – частички духа народа, духа его сопротивления, – говорит руководитель постановки, директор – художественный руководитель Театра на Печерске Александр Крыжановский. – Надеюсь, этот спектакль смогут увидеть в сочувствующих нам странах Европы. Этот контакт на уровне театра, на уровне эмоций остается в человеке, и он больше понимает, что происходит на самом деле«.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Роль королевы Елизаветы в 6 сезоне "Короны" сыграют сразу 4 актрисы

Каждый из героев спектакля поставлен перед выбором: уехать или остаться, бороться или скрываться, спасать себя или помочь ближнему. Это истории из «тыла»: из глубин харьковского метро, ​​с блокпостов спальных районов столицы, из оккупированных пригородов, из Telegram-чатов и разговоров с умершими. Истории о любви и ревности, заботе и беспомощности, растерянности и надежде на то, что «в этом новом мире, в котором мы оказались, тоже можно играть в футбол, есть персики и улыбаться».

Как рассказал Крыжановский, спектакль состоит из нескольких историй. Первая – об авторе этой пьесы, ее муже Дмитрии и их детях. Вторая – о тинейджерах из Бучи. Третья – о старике-еврее, пережившем Холокост. Четвертая история пьесы – о двух колхозниках из-под Херсона и Николаева, а последняя – о мужчине, лишившемся жены и оставшемся с маленьким ребенком на руках.

Театротерапия

Вполне возможно, после премьеры этот спектакль начнут хейтить за то же, за что критиковали авторов кинопроектов «Буча» и «Азов-сталь». Дескать, искусство о нынешней войне «сегодня не ко времени», а осмыслять события нужно «не сейчас, а лет через десять». Создатели спектакля утверждают: к критике готовы и не видят ничего предосудительного в том, чтобы рассказывать истории нынешней войны со сцены. Более того, свою постановку они считают терапевтической.

«Театр должен заниматься внутренним миром человека, тем, что с ним происходит. А постановка необходима, потому что это своего рода терапевтический опыт, ведь задача показать не просто фактаж, а происходящее с человеком, – говорит Крыжановский. – Кроме того, я сразу попросил Нину, чтобы она перевела пьесу на английский, чтобы сделать субтитры. Мне кажется, что в том (драматургическом опыте), что сейчас показывается на Западе, нет переживаний, а в нашей постановке человек способен будет пережить это вместе с нами. В нашем случае эмоции проникают в актера и через актера. Думаю, аплодировать на этом спектакле не надо».

По мнению руководителя театра, переживание трагичных ситуаций поможет избавиться от внутренней напряженности. Театр помогает сформулировать проблему в качестве эмоционального образа и тем самым переосмыслить ее. В этом важнейший терапевтический смысл постановки – помочь человеку осознать, что с ним произошло, сделать коллективный опыт частным.

Когда и где смотреть?

Премьера спектакля состоится 21 октября в 18:00 и 22 октября в 17:00 на сцене Киевского академического театра на Печерске (адрес: ул. Немировича-Данченко, 5, ст. м. «Печерская»).

Режиссер спектакля и исполнитель одной из главных ролей Игорь Рубашкин. Кроме него, в спектакле задействованы актеры Григорий Бакланов «Поймать Кайдаша», Ольга Цицилинская, Юрий Вутянов, Руслан Сокольник («Иловайск 2014. Батальон “Донбасс»), Каролина Мруга, Анна Романова, Григорий Наумов.