Катя Кухар: "Щелкунчик" помогает окунуться в сказку и забыть о серых буднях

Балерина рассказала Vesti.ua о магии балета и о том, как он устроил ее личную жизнь

Балерину Екатерину Кухар и в обычные дни не застанешь дома – сплошные репетиции, съемки, интервью и примерки новых костюмов. А в декабре напряжение достигает пика. И все из-за «Щелкунчика». Весь декабрь 2021 года Екатерина Кухар и Александр Стоянов были на гастролях в США и вернулись в разгаре предпраздничной лихорадки, но не с пустыми руками. Из заокеанского Сиэтла эта прекрасная балетная пара привезла в Киев новогоднюю сказку, настоящий праздник и соответствующее настроение – они будут танцевать свой любимый балет «Щелкунчик» в Октябрьском дворце вплоть до Нового года и даже 31 декабря утром. Что поделаешь, народ требует «Щелкунчика», как обязательную сказку на ночь.  

А 31 декабря вечером эта пара традиционно ждет всех в Национальной опере Украины, чтобы своим финальным «Щелкунчиком» закрыть старый год и с радостной душой отправиться домой, пить шампанское под бой курантов.

В разгар «щелкунчикового» марафона Екатерина Кухар рассказала Vesti.ua о магии этого балета, о том, как он устроил ее личную жизнь и карьеру, и за что «Щелкунчика» любят ее дети. 

— Катя, вы дебютировали в роли Клары на сцене в Японии, еще будучи юной студенткой. Как это случилось, что вы получили столь ответственную роль?

— Я окончила училище экстерном, на год раньше, поскольку мой директор посчитал, что я уже готова для большой сцены, но дебютировала я как солистка еще в 16 лет со спектаклем «Щелкунчик» на сцене театра Bunka Kaikan в Токио.

— Кто вам доверил танцевать эту партию и как вы попали в Японию?

— Начну с того, что мне всегда очень везло с преподавателями. Они не только многому меня научили, но также вели по жизни, направляли и вкладывали всю свою любовь. В этой партии меня увидел мой преподаватель Валерий Ковтун – легендарный танцор, руки которого хвалила сама Майя Плисецкая. Она говорила так: «Это лучшие партнерские руки, в которых я когда-либо танцевала». 

Валерий Петрович преподавал в моей альма-матер и по своей инициативе отобрал пятерку лучших студентов из всего училища, с которыми занимался дополнительно. В их числе были Денис Матвиенко, Алина Кожокару, Наталья Лазебникова, я и японский студент Томонори Очи, с которым меня тогда и поставили в пару. Его мама была примой-балериной в Осаке – у нее с отцом Томонори была своя балетная труппа.

Именно они и пригласили меня исполнить па-де-де из второго акта «Щелкунчика». И, кстати, мама Томонори подарила мне первую золотую корону под белую пачку, которую я надеваю в этом спектакле до сих пор. Эта корона прошла со мной от первого спектакля, и, наверное, будет украшать мой образ до самого последнего исполнения партии Клары на большой сцене. 

В каких странах вы танцевали «Щелкунчика» и в чьих постановках?

— Обычно во всем мире все артисты балета танцуют классическую постановку Вайнонена, которая впервые увидела мир в 1934 году. А в нашем театре мы танцуем версию Ковтуна.

А что касается географии наших выступлений, то проще сказать, где мы не представляли «Щелкунчика». Ведь за эти 20 лет я танцевала и в Италии, и во Франции, и в США, и в Испании…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ровесницы Независимости: 4 вопроса об Украине актрисе Александре Польгуй

«Щелкунчик» на сцене Национальной оперы – это настоящая сказка

— В балете «Щелкунчик» вы всегда танцевали только Клару? Может быть, раньше танцевали Снежинку, а потом продвинулись по карьерной лестнице?

— Возможно, на закате карьеры я буду в роли мамы Клары либо станцую испанский или восточный танец во втором акте. А до Снежинки в моей жизни дело так и не дошло (смеется), по воле судьбы я как-то сразу начала танцевать в этом балете главные партии. Но «Щелкунчик» оказался очень значимым для меня не только в карьере, но и в личной жизни. 

— Этот спектакль соединил вас как балетную пару с вашим будущим мужем Александром Стояновым. Помните ли, как это было? 

— Со Стояновым было и сложно, и забавно одновременно. Когда пара начинает работать в дуэте, то идет притирка. Есть очень много профессиональных нюансов: какой толчок у партнерши, как ей необходимо давать подкрутку во время вращения, как она стоит на ноге. В поддержках партнерше важно полностью доверять партнеру и отдаваться в его руки на все 100%. Ведь порой нас подбрасывают на два метра. И Стоянов оказался лучшим партнером для меня в творчестве, а потом и в жизни. 

Александр Стоянов в роли Щелкунчика (Принца)

— Как вы считаете, в чем магия самого сказочного балета Чайковского и почему билеты на декабрьские постановки раскупают во всем мире, бывает, и за год до даты?

Магия «Щелкунчика» в том, что это классика, проверенная временем. И порой взрослые, которые приводят своих детей на этот балет, нуждаются в сказке гораздо больше. Все мы хотим перемен и веры в то, что чудеса случаются под Новый год и исполняются любые желания. 

— А с вами какая-то магия во время спектакля «Щелкунчик» случалась? 

— Моя личная большая магия – это наша история любви с Александром Стояновым. А самое большое счастье – это каждый год видеть счастливые глаза зрителей и слышать их восторженные аплодисменты после спектакля. Поэтому всех приглашаем в Октябрьский дворец с 27 по 31 декабря. На этой сцене мы с Сашей каждый вечер будем дарить позитивные эмоции и заряд энергии на весь 2022 год. 

— Ваши дети приходят на «Щелкунчик» в декабре, чтобы посмотреть на маму? Чем им интересна эта история?

— Дети приходят на наши выступления каждый год – это уже стало семейной традицией. Наш сын Тимур обязательно приводит своих друзей, и в последние годы ему особенно нравится приводить подружек, которых он потом выводит на сцену и приоткрывает для них закулисную жизнь. А нашей Настеньке, как и всем деткам, нравятся яркие костюмы и пачки, праздничная музыка, танцы и красивые поддержки. Ведь в «Щелкунчике» каждый человек находит что-то свое, то, что перенесет его в другое сказочное измерение, далеко от серых будней и повседневности.

— Музыка Чайковского напоминает взрослым, что нужно всегда верить в чудеса. А вы сами верите в чудеса?

— Конечно же, верю. Без этого никак. И каждый год под бой курантов я обязательно загадываю желание.