Содержание


            Оскар Кучера: “Я не считаю нас, артистов, здоровыми людьми”

Популярный актер в интервью Vesti.ua о знаковых ролях и “правильных” режиссерах

17 января на телеканале “Интер” стартует детективный сериал “Провинциал”. Одну из главных ролей в 24-серийном детективе сыграл популярный актер и телеведущий Оскар Кучера. 

Многие помнят его по игре в известных сериалах “Улицы разбитых фонарей”, “Менты”, “Бригада: Наследник” и “Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… Пять лет спустя”.  

В “Провинциале” Кучера играет капитана Елистратова — весьма неоднозначного персонажа, готового ради продвижения по службе заключить сделку с совестью и по указанию высокопоставленных чиновников сделать все возможное для устранения своего основного конкурента – участкового Николая Семашко, переведенного в их отдел из провинции. Накануне премьеры актер рассказал Vesti.ua о съемках в сериале, о подводных камнях актерской профессии, знаковых ролях и “правильных” режиссерах.

Кадр из сериала «Провинциал». Оскар Кучера и Алексей Морозов

Актерская профессия – это моя жизнь

— Оскар, чем для вас на сегодняшний день является актерская профессия: сугубо работой, возможностью и дальше реализовываться в творческой сфере или же это уже образ жизни?

— Знаете, мне кажется, когда человек начинает заниматься данной профессией, он может это делать только в одном случае: если он не может ею не заниматься. Поскольку  все остальное тогда бессмысленно. Поэтому у меня нет ответа на ваш вопрос… Актерская профессия – это моя жизнь. Пожалуй, это единственное, что я могу сказать.

— Вы сказали  о том, что актерской профессией стоит заниматься лишь тем, кто без нее не может. Почему?

— Потому что эта профессия, с одной стороны, очень благодарная, а, с другой – абсолютно нет. Она включает в себя множество препятствий, нюансов и трудностей, которые не встретишь больше ни в одной профессиональной сфере. И, к тому же, она очень зависимая. Причем, от миллиона факторов: начиная от мнения продюсеров, режиссеров, партнеров и заканчивая здоровьем и даже настроением. Ты можешь приехать на площадку и четыре часа ждать, пока закончится дождь, например. Или еще по какой-то причине находиться эти четыре, а, возможно, и десять часов в ожидании. То есть ты все время от чего-то или от кого-то зависишь.

Плюс, вы только представьте, какое количество людей выпускается из театральных институтов, в то время как востребованными артистами становятся единицы. И, мне кажется, популярность – это как раз, своего рода, лакмусовая бумажка, показывающая, что ты делаешь все правильно в своей профессии.

Если каменщик, к примеру, хорошо кладет камень, то венец его творений – это дом. В нашем же случае – это роли и то, как их оценивает зритель. Он либо любит тебя, либо нет. Если любит, то, соответственно – узнает, и в конечном итоге ты становишься популярным.

— То есть популярность — это некий приз, указывающим на то, что сделанная актером работа что-то значит.

— Хотя, с другой стороны, как говорил Владимир Познер — если я не ошибаюсь –  можно ведь и задницу по телевизору показывать, после чего ее тоже начнут узнавать. Но я, безусловно, имею в виду профессию в ее классическом понимании. Поскольку то, что делают некоторые мои коллеги, несмотря на их узнаваемость, профессией назвать нельзя.

Поэтому я и говорю: “Если можете не заниматься актерской деятельностью, то и не нужно этого делать. Зачем вам это, если вы можете без нее обойтись?”. В эту профессию, вообще ведь, идут сумасшедшие. Я, правда, не считаю нас, артистов, здоровыми людьми. Помню, даже педагог в институте нам говорил, что находиться на сцене – это ненормально. Нормально для всех – это как раз-таки сидеть в зрительном зале.

Популярность – никакая не ноша. Во всяком случае, для меня

— Вы говорите о том, что положительная оценка зрителя – это, своего рода, приз для актера. По вашему успешность – это привилегия, появляющаяся со временем в результате проделанной работы, или все-таки ноша?

— Не буду лукавить – никакая это не ноша. Во всяком случае, для меня. Возможно, я не столь популярен, как Филипп Киркоров (улыбается), но можно вполне комфортно себя чувствовать, будучи узнаваемым человеком. Конечно, мне не нравятся некоторые вещи – в частности, такие, как панибратство, проявляющееся порой со стороны абсолютно незнакомых людей, но это обратная сторона популярности, которую никто не любит. И не обязательно ведь, следуя куда-то, смотреть всем в глаза и говорить: “Смотрите, это я иду!”. Возможно, Филе, учитывая его рост, меньше повезло в этом плане – его сразу видно, мне же – нормально.

— Прежде, чем начать активно сниматься в кино, вам некоторое время пришлось поработать ведущим на радио, а затем – на телевидении. Это было призвание или вынужденная мера?

— Что касается того, что я не сразу начал сниматься, так тогда не было особо такой возможности, а деньги ведь нужно было зарабатывать. Поэтому была работа на радио. Это сейчас киноиндустрия стала немного шире и активнее развивается, а в середине 90-х кино фактически не существовало. Михалков разве что снимал, ну, вот мы и бегали солдатиками в его “Сибирском цирюльнике”.

— Как вы попали на телевидение? Все ли сразу удачно складывалось?

— Первый мой кастинг на роль телеведущего не был удачным. На НТВ мне сказали: “Мальчик, лучше займись чем-нибудь другим, тебе не быть телеведущим, ты профнепригоден в этой профессии”. Это было ровно за год до того, как я получил премию “Овация” как лучший ведущий развлекательных программ, уже работая на МУЗ-ТВ (улыбается). Кстати, буквально на церемонии вручения премии, ко мне подошли НТВшники и предложили: “Не хочешь к нам?”. На что я ответил: “Ребята, я для вас профнепригоден”.

— Помните роль, ставшую, по сути, знаковой – после которой, проснувшись, вы поняли, что, наконец, реализовались в актерстве?

— Если честно, я до сих пор просыпаюсь с мыслями о том, что будет дальше и думаю: “Вот бы повезло с ролью”. И вообще не считаю, что реализовался в профессии. У меня пока не было роли, о которой бы я сказал: “Да, вот это хорошо”.

— Ваша первая роль в кино была в картине вашего отца — режиссера Александра Боголюбова – “Батальоны просят огня”, где вы снимались вместе с Олегом Ефремовым. Что помните о тех съемках?

— Мне было 10 лет. Это было лето 1984-го года. Для меня, конечно, самым интересным  моментом на съемках была работа с оружием. Помню, я  кидал учебные гранаты,  стрелял с ППШ, из ТТ, из кольта, из всего, что только можно было.

На съемках “Провинциала” я даже выступал в роли консультанта по оружию

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Правила успеха

— Навыки работы с оружием в кадре вам пригодились и на съемках “Провинциала”.

— Мне приходилось держать оружие в руках во многих проектах. Поэтому иногда на съемках “Провинциала” я даже выступал в роли консультанта для других актеров. В этом сериале действительно много сцен связано со стрельбой. 

— Думаю, сейчас вы уже можете позволить себе выбирать, в какой картине сниматься, а в какой – нет.  От чего вы отталкиваетесь, принимая решение относительно участия в том или ином проекте?

— Это команда, которая создает данное кино и, конечно же, сама роль, прежде всего. Но бывает и такое, что прочтя материал, мне он кажется неинтересным, однако режиссер говорит: “Поверь, это будет круто”. Убеждает меня – я верю, соглашаюсь, и иногда, действительно, из этого что-то получается.

В этом году, допустим, до утверждения на роль в сериале “Провинциал”, мне в трех из пяти проектов повезло играть антагонистов. Поэтому, скажу честно, я немного сомневался и советовался со своим агентом, браться ли за работу над еще одной подобной ролью.

Но мне она понравилась тем, что мой герой все же очень неоднозначный. Его нельзя отнести ни к абсолютно плохим, ни к абсолютно хорошим. Он, что называется, отрицательный не по своей воле. Таких персонажей всегда интересно играть, поскольку их терзают муки совести.

— Есть люди из профессионального окружения, чье мнение для вас является авторитетным? Или же вы, оценивая свою деятельность, отталкиваетесь от внутреннего ощущения, что та или иная работа была сделана классно?

— Мне совсем не свойственно говорить о том, что я сделал что-то классно. Бывает – кажется, что, вроде бы, все получилось, но все равно при этом хочется сделать еще один дубль. Даже вот во время съемок сериала “Провинциал” записывал самопробы для другого проекта, и Саша Пашков, который помогал мне в этом, после второго дубля говорит: “Все отлично!”. А я: “Нет, давай еще”. В итоге мы записали дублей шесть, но отправил я как раз-таки тот – второй (смеется). Поэтому не могу сказать, что я на каком-то внутреннем уровне всегда чувствую, круто это было или нет.

А авторитеты, к которым я прислушиваюсь, конечно же, есть. Среди них – авторитетные режиссеры, с которыми иногда работаю, некоторые партнеры по площадке… Хороший партнер, кстати, никогда не будет тебе сам что-то подсказывать. Но, если ты в чем-то сомневаешься и при этом у тебя есть мозг, и твой эгоцентризм не развит до уровня Останкинской башни, ты можешь обратиться к человеку, которого уважаешь, как артиста, с вопросом: “Как лучше: так или так?”, – и он тебе обязательно подскажет.

— Если уж зашла об этом речь, какими качествами должен обладать режиссер, чтобы вы могли уверенно сказать о нем: “Мой режиссер”?

— Он должен обладать одним качеством – знать о моей роли и о кино, которое снимает, больше, чем я. Все!

Режиссер должен знать все о роли каждого актера

— То есть актер, подходя с вопросом к режиссеру, должен быть уверен, что получит на него ответ.

— Да, режиссер должен знать все о роли каждого актера, находящегося на площадке. В этом и заключается его труд – он обязан знать материал. Для современных режиссеров, к сожалению, это не всегда характерно. Но это отдельная тема. Если уж мы говорим о хорошем режиссере, то это человек, который знает материал, а также имеет четкое представление о том, как он хочет видеть картину, над которой работает. И, соответственно, если я начинаю делать на площадке что-то, что не вписывается в канву его видения, он должен направить меня в нужное русло, дать маночек, что-то подсказать. А не просто ограничиться словами: “Стань сюда, посмотри туда, а эту фразу произнеси громче”.

— Вы можете во время работы над проектом озвучить режиссеру свое видение роли, той или иной сцены?

— Да, конечно.

— То есть вполне возможны споры?

— Это даже не споры… Я в целом практически всегда предлагаю свои варианты. Хотя, бывает и такое, что приходишь на площадку и понимаешь, что режиссер настолько хорошо знает, что и как делать, что даже предлагать ничего не надо. Он всегда на шаг впереди тебя в этом отношении. То есть все зависит от ситуации. Ты видишь, когда есть возможность это сделать, а когда – нет.

Кадр из сериала «Провинциал»

Если говорить о проекте “Провинциал”, то я мог прийти и озвучить свои предложения, и мы сидели обсуждали это потом с Сергеем Щербиным (режиссер-постановщик сериала “Провинциал”, – ред.). Снималось очень много материала за день и у Сережи, естественно, периодически мог «мылиться» глаз и я понимал, что могу что-то предложить со своей стороны.

– Как сработались с коллегами по актерскому цеху проекта “Провинциал”?

– Великолепно! У нас сложилась отличная команда. В плане коллектива это были прямо четыре месяца сплошного удовольствия.

– Какие качества должны быть присущи партнеру, чтобы вам с ним комфортно работалось?

– Человек должен быть профессионалом. Это очень важно. Артист может быть молод, юн, неопытен, но при этом являться профессионалом. А может сниматься двадцать лет, но так и не стать им. И вторых, к сожалению, больше.

– Почему так происходит, на ваш взгляд?

– Потому что эти люди могли бы не заниматься данной профессией. Это то, с чего я начал нашу беседу, собственно говоря.

О чем сериал “Провинциал”

Главный герой — Николай Семашко (Алексей Морозов) – провинциальный участковый, трудолюбивый и сообразительный. После того, как он раскрывает резонансное преступление, его переводят на службу в город. Там новый следователь тоже хорошо себя зарекомендовал – природное чутье помогает ему распутывать сложные преступления. Однако его карьерному росту рады не все. Его невеста Светлана, заручившись поддержкой влиятельного отца, придумывает всевозможные уловки для возвращения любимого в родное село. Новые коллеги тоже мечтают о скорейшем увольнении Николая, ведь его появление в отделе спутало их планы по продвижению по карьерной лестнице. Принципиальный капитан Семашко (Оскар Кучера) также стал костью в горле у продажных чиновников – те любыми способами пытаются от него избавиться. В какой-то момент их игры заходят настолько далеко, что Николай оказывается не просто на грани увольнения, а фактически – на скамье подсудимых…

В сериале также снимались Дмитрий Шевченко, Александр Пашков, Николай Боклан, Александр Наумов, Владимир Горянский и другие. Режиссер – Сергей Щербин. В эфире – с 17 января, с понедельника по четверг в 21:00 на телеканале “Интер”.