Содержание


            Мало звезд и кино на любителя: как проходит фестиваль в Одессе

Подводим главные итоги киносмотра

В субботу, 21 августа, показом шедевра Чарли Чаплина в сопровождении симфонического оркестра закроется 12-й Одесский международный кинофестиваль. Торжественная церемония состоится на увековеченной в фильме «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна Потемкинской лестнице в центре Одессы.

А пока до завершения осталось несколько дней, «Вести» подводят главные итоги фестиваля.

Вывод первый: украинское кино существует

В конкурсной программе ОМКФ участвует шесть новых полнометражных фильмов плюс короткометражки — победителя объявят на церемонии закрытия. Показ каждой из лент был событием как для зрителей, так и для их создателей. Проголосовать за понравившийся фильм могли все желающие: его нужно было оценить по шкале от 1 (очень плохой) до 5 (отличный).

Особо тепло был встречен фильм режиссера Маркуса Ленца «Соперник» — о мальчике, который отправился в Германию к уехавшей на заработки маме. На показе люди плакали, говорили: вот оно, настоящее кино, за которое не стыдно. На фильме «Пространство» режиссера Дмитрия Томашпольского актеры впервые встретились все вместе уже на сцене перед показом — настолько новаторским был замысел режиссера. В рамках программы «Украинские гала-премьеры» демонстрировался и фильм Томашпольского «Посторонний» с Дашей Трегубовой в главной роли, и он также произвел впечатление на публику — как своей красотой, так и философией.

Темы, поднимаемые в новом украинском кино, очень созвучны ситуации в стране. В фильме «С завязанными глазами» режиссера Тараса Дроня жених главной героини погибает на войне, у Томашпольского люди заперты в четырех стенах, в «Стоп-Земля» Екатерины Горностай героиня-подросток тяжело переживает школьные будни.

В рамках фестиваля состоялась и презентация нового украинско-хорватского сериала, в котором сыграла «холостячка» Ксения Мишина. Его создатели подняли важную для Украины проблему сексуальной эксплуатации женщин.

Вывод второй: украинскому кино не доверяют

Какими бы звездными ни были составы украинских фильмов, зрителей все равно больше тянет на зарубежное. И даже если фильм окажется плох, к нему отнесутся, скорее, снисходительно. Звезду Marvel Даниэля Брюля, привезшего на ОМКФ свой дебютный фильм, просто измучили вопросами на показах и на встречах с публикой. Под вечер второго дня фестиваля актер уже еле выговаривал слова, но все равно улыбался и никому не отказывал ни в фото, ни в объятиях.

Фильм Брюля «Плохой сосед» зрители встретили овациями. «Великолепный фильм, выдержанный, прекрасное сочетание немецкого характера с английским юмором. Этот фильм — жемчужина фестиваля«, — сказала «Вестям» завсегдатай ОМКФ киевлянка Нина.

Обласканный Каннами мюзикл «Аннетт» режиссера Леоса Каракса гости фестиваля тоже осторожничали критиковать, хотя многим он показался несовершенным. «Ему так долго аплодировали на Каннском кинофестивале, потому что это был фильм-открытие, а не какой-то шедевр«, — пояснил нам один из присутствующих на ОМКФ киноэкспертов.

На украинских сеансах ажиотажа меньше, игнорируют мероприятия с отечественными киношниками даже СМИ. «Призываю вас, смотрите украинское кино«, — попросил перед премьерой режиссер Дмитрий Томашпольский.

Актриса Екатерина Молчанова считает, что украинское кино не смотрят, потому что ему не доверяют. «Украинскому кино всего 12 лет, и не всегда, будем честны, фильмы попадают в цель, и не всегда качественные. Украинское кино не нужно поддерживать, его нужно смотреть«, — поясняет актриса «Вестям».

Вывод третий: Одесский кинофестиваль нельзя взять нахрапом

Чтобы чувствовать себя на фестивале максимально комфортно, важна подготовка. Во-первых, нужно изучить расположение локаций, где будут показывать фильмы и проводить встречи. Жить лучше рядом, а не в отдаленных районах, иначе много времени заберет дорога. Во-вторых, важно ознакомиться с программой и выбрать для себя самые желанные показы. На сеансы нужно приходить заранее (интересно, что на фестивале царит равноправие, и в очереди будут стоять и зрители, и киношники). В-третьих, нужно понимать, что фестивальная жизнь не заканчивается в зале кинотеатра.

«Мой идеальный рецепт, как провести время на ОМКФ: утром искупаться в море, днем сходить на несколько мастер-классов, вечером отправиться на кинопоказ и обязательно остаться на встречу с творческой группой, ночью отправиться на фестивальную вечеринку«, — советует режиссер Ольга Ярош. По ее словам, фестиваль — это безграничные возможности, ведь можно смотреть кино, вдохновляться, учиться, знакомиться и отдыхать.

Вывод четвертый: коронавирус отразился на кино

Когда после карантина наконец-то открылись кинотеатры, оказалось, что смотреть на большом экране, по сути, нечего. Кино времен пандемии — это больше не истории, выворачивающие душу наружу, взрывающие мозг и пугающие до мурашек по коже. Даже на самых ожидаемых фильмах зритель скучает, находит нестыковки в сценарии и откровенные ляпы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Названы победители премии им. Леси Украинки

С другой стороны, карантин и локдаун вдохновили людей киноискусства искать иные пути самовыражения и создания фильмов. Актер Даниэль Брюль, представивший на ОМКФ свою первую режиссерскую работу «Плохой сосед», открыто называет свой фильм пандемичным — создавался он во время карантина. «К счастью, никто не заболел«, — сказал на презентации Брюль.

В ленте «Пространство» украинского режиссера Дмитрия Томашпольского действие вообще происходит в квартирах актеров. Фильм уникален по своему замыслу. Поскольку во время локдауна снимать было невозможно, актеры снимали себя сами, а Томашпольский только направлял и монтировал, накладывал звуки. Фильм о людях, замкнутых в четырех стенах, получился о всех и о каждом из нас: с утра — душ, завтрак из яиц, приготовленных множеством способов, бульон с курицей и хлеб со сливочным сыром. Дует ветер, шелестят листья, люди читают, выхаживают птенцов, изучают рентгены, разглядывают кожу, разрисовывают себя фломастерами, играют с тенями, разминают связки, поют во весь голос, занимаются йогой и импровизацией, беснуются, орут, пытаются вырваться наружу. Крадутся на цыпочках, готовятся к вторжению инопланетян, и вот инопланетяне уже здесь, и начинается инопланетное безумие. После первого показа фильма на ОМКФ один из зрителей в зале сказал: «Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как люди сходят с ума в своем доме«.

Поясняя суть фильма, его продюсер Алена Демьяненко отметила, что возвращаться во времена пандемии и изоляции не хочется. «Тем не менее эта история дала нам год жизни не в изоляции, потому что мы год снимали кино. Когда я смотрю этот фильм, я понимаю, что всю свою жизнь этот человек, который стоит на том конце сцены (Дмитрий Томашпольский. — Ред.), отдавал кино, и в самый сложный момент этой жизни кино вернуло ему сторицей и жизнь, и желание жизнь, и возможность. Этот период, который мы пережили, это не только наш опыт, а мировой опыт, и наш фильм, он понятен миру«, — говорит Алена Демьяненко.

Вывод пятый: нужно больше фестивалей — хороших и разных

12-й Одесский международный кинофестиваль показал: за полтора коронавирусных года соскучились по мягким креслам кинотеатров и большим экранам как зрители, так и сами киношники. Соскучились по личному общению, по горящим глазам, аплодисментам и даже по критике.

«Я первый раз на Одесском кинофестивале, и ощущения у меня самые невероятные, это потрясающе. Я впервые увидел своего режиссера. И я только приехал, а уже приходится уезжать. Очень жаль, что я не могу остаться до закрытия, потому что 21 августа у меня премьера на «Ше.Fest» в Моринцах — на родине Тараса Шевченко«, — поясняет «Вестям» актер Остап Дзядек, который сыграл в фильме «Пространство». Там есть сцена, где к Остапу подлетает шпиц. После премьеры актер пошутил, что придумал вакцинацию от коронавируса до того, как ее придумали лаборатории.

На каждый показ в рамках ОМКФ образовывались огромные очереди, иногда людям просто не хватало мест в зале, а приезжали на фестиваль со всего мира. На сеансах рядом сидели киноманы и известные актеры, начинающие режиссеры и корифеи. Аншлаги были на пресс-брифингах и мастер-классах. Вместе с молодыми кинематографистами учились знаменитости, задавали друг другу вопросы, дискутировали. По вечерам встречались в многочисленных одесских барах — отметить премьеру, памятную дату, завести как можно больше полезных знакомств или попросту расслабиться.

Впрочем, не все ожидания были оправданы. «Знакомых лиц на красной дорожке оказалось очень мало. Такое впечатление, что организаторы сэкономили на звездах. Три часа мы смотрели на непонятно кого, получился какой-то провинциальный фестиваль«, — жалуется «Вестям» одесситка Елена. Интересно, что попасть на красную дорожку в этом году было легко даже для начинающих актеров: нужно было всего лишь иметь в активе несколько ролей и заполнить соответствующую заявку.

Кроме дефицита звезд первой величины, не всем пришлись по вкусу новаторские подходы украинских и зарубежных режиссеров. «Это вообще не кино, такое снимет любой, кто способен держать в руках телефон с камерой«, — шептались на показе Томашпольского зрители. Другие же рукоплескали стоя.

Отношение к кино никогда не будет однозначным, и, несмотря на проблемы с организацией, Одесский международный кинофестиваль стал настоящим кинособытием — ярким, кипящим эмоциями, искрящимся брызгами шампанского и фонтанов. Остается только надеяться, что коронавирус снова не смешает все планы, и скоро фильмы-премьеры ОМКФ зрители увидят в прокате.