Содержание


            Первый секс-символ СССР Наталья Негода: история звезды "Маленькой Веры"

Как живет в свои 58 лет одна из самых загадочных актрис 80-х

Первый секс-символ СССР Наталья Негода: история звезды «Маленькой Веры»

Наталья Негода: тайны звезды «Маленькой Веры» и любовь к Ефремову

ВЕСТИ рассказывают историю одной из самых загадочных актрис 80-х

12 ноября актриса Наталья Негода, сыгравшая главную роль в ставшем киносенсацией фильме «Маленькая Вера», отметила 58-летие. Настоящий символ, хотя и с приставкой «секс», эпохи перестройки, она была и остается одной из самых загадочных актрис 80-х. О ее личной жизни ничего не известно, чем она зарабатывает на жизнь, тоже неясно. В кино Наталья снимается выборочно настолько, что можно сказать – не снимается. При этом выглядит роскошно – холеная, загорелая, уравновешенная, и за версту видно, что самодостаточная. 

Vesti.ua решили вспомнить историю Натальи Негоды, потому что об этой женщине есть что рассказать и есть над чем в ее судьбе и творчестве задуматься. 

Роман с Михаилом Ефремовым закончился его предательством

Будущему секс-символу перестройки выпало родиться в Москве, причем в творческой семье. Отец Натальи был актером московского ТЮЗа, а мать – режиссером на советском ТВ. Тамара Павлюченко выпускала в эфир одну из самых любимых советскими детьми утренних передач «Будильник». Так что юной Наташе Негоде сама судьба предопределила стать актрисой. В результате со второго раза она поступила в Школу-студию МХАТ на курс к самому Олегу Ефремову. 

Наталья Негода в самом начале своей актерской карьеры

Курс был блатной, на нем учились сплошь отпрыски звезд кино – дети Табакова, Евстигнеева, Невинного. Звездой курса тут же стал Михаил Ефремов – яркий, красивый и талантливый, как отец. 

Таким был Миша Ефремов, когда влюбился в Наталью Негоду

В какой-то момент у Натальи Негоды и Ефремова-младшего начался бурный роман. Эти двое москвичей, родившихся с разницей в два дня (Ефремов – 10 ноября, Негода – 12 ноября), очень подходили друг другу. Они были легкими, веселыми и беспечными. Вся их тогдашняя жизнь заключалась в лихих кутежах – оба были не дураки выпить. При этом оба были безмерно талантливы. Дело вроде бы шло к свадьбе, но так и не дошло. Какое-то время спустя Ефремов увлекся актрисой Натальей Ионовой, и Негода ему якобы предательства не простила. Хотя в дальнейшем Ефремов пытался наладить с бывшей отношения, поскольку эта студенческая любовь не оставляла обоих. Но ничего не вышло, и каждый пошел своим путем. 

В окружении актеров позже говорили о том, что Ефремов и Негода были слишком детьми, чтобы построить серьезный брак. «Жизнь их развела, а жизнь – штука сложная», – философски заметил по поводу отношений Наташи с Ефремовым ее отец. И, да, Наталья Негода была едва ли не единственной женщиной Михаила Ефремова, которая не высказалась по поводу роковой аварии, из-за которой актер оказался в тюрьме. А это говорит о том, что этот человек ей дорог по сей день. 

Из школьниц 40-х в первую советскую киноэротику

В 1986 году Наталья Негода закончила театральный, и два года играла в московском ТЮЗе разных детей и животных. Но ей, как и любой талантливой актрисе, хотелось большего, и тогда она сделала ставку на кино. 

Наталья Негода (в центре) в фильме «Завтра была война» (1987)

В большом кино актриса дебютировала еще студенткой. Юная Наташа сыграла десятиклассницу Зину Коваленко в драматической киноповести «Завтра была война» о поколении, чья юность пришлась на время сталинских репрессий, а затем и Великой Отечественной войны. Фильм стал дипломной работой выпускника ВГИКа режиссера Юрия Кары. Он позже вспоминал, что Зину должна была играть его однокурсница Ольга Машная, но она не смогла, тогда он нашел Наталью Негоду. По его словам она на тот момент восстанавливалась в институте, откуда ее исключили, и была в депрессии от того, что ее не брали в кино. Про исключили из института, может быть, Юрий Кара и придумал, поскольку кроме него этот факт никто не подтверждает. Но про кино, куда девушку упорно не звали, не врал. 

Оказалось, что студентка Негода пробовалась в семь (!) разных кинопроектов и везде получила отказ. Юрий Кара решил изменить традицию и снял молоденькую актрису в одной из ключевых ролей, а позже уверял, что сыграла она прекрасно. Сама артистка вспоминала, что повесть Бориса Васильева, по которой Кара снимал фильм, произвела на нее неизгладимое впечатление, и когда ей предложили сняться в экранизации, она согласилась без каких-либо раздумий.

Именно после успеха фильма «Завтра была война» режиссер Василий Пичул пригласил Наталью Негоду на главную роль в свою картину «Маленькая Вера». На эту роль пробовались также Ирина Апексимова и «Красная Шапочка» Яна Поплавская. Но животный магнетизм Негоды победил конкуренток. 

Маленька Вера с отцом (актер Юрий Назаров)

Фильм о неуправляемой и чрезмерно раскрепощенной девице из глухой советской провинции стал одним из самых ярких событий в кино конца 80-х. Если бы не дух перестройки, который тогда уже витал над СССР, это кино не могло бы появиться ни за что – слишком уж натуралистично и правдиво картина «Маленькая Вера» живописала советскую жизнь. 

Режиссер Василий Пичул в красках подал зрителю убогую жизнь работяг-провинциалов. К слову, картину снимали на родине режиссера – в украинском приморском городке Жданов (нынешний Мариуполь). В какой-то мере фильм был революционным. После «Маленькой Веры» в отряхивающемся от советских запретов кинематографе стали появляться фильмы на социальную тематику, раскрывающие запрещенные до этого темы – проституцию, преступность и бытовое насилие. 

Говорят, Наталье Негоде сценарий изначально не понравился, поэтому на пробах она не особо старалась играть, так, отбывала сцену с ленцой. И именно этот образ Василию Пичулу и был нужен. Его героиня устала от жизни в душной провинции, она ни во что не верит и оттого не хочет напрягаться – чего стараться, если будущего у нее, дочки водителя КамАЗа, нет. И именно в этот момент судьба посылает ей, как символ некой новой жизни, интеллигентного Сергея. Негода играла свою героиню агрессивно, чувственно, научил ли ее этому педагог Олег Ефремов или жизнь заставила? Скорее второе. 

Фильм «Маленькая Вера» больше всего знаменит своей эротической сценой – первой в советском кино

По воспоминаниям режиссера Юрия Кары, актриса рассказывала о том, что сцена, где не совсем трезвая Вера орет под стенами общежития и бьет своего жениха, была взята из ее личного опыта, из ее «веселой» жизни с Михаилом Ефремовым. 

Сама Наталья иллюзий по поводу славы фильма «Маленькая Вера» не питала. Много лет спустя она в одном из немногочисленных интервью говорила, что картина своим успехом обязана тем самым злополучным сценам, за которые актеров по сей день полощут по всем передачам. 

«Мы получали письма мешками, из них 95% были жутко ругательных. А это говорит о том, что людей зацепило, они не могли молчать. Я вот думаю, какое счастье, что тогда не было интернета. Мы бы, наверное, все сдохли от помоев, которые бы на нас вылили. А еще писали: «Где вы такое нашли? Мы так не живем!». А ведь в России до сих пор так живут. Мало что меняется, к сожалению, а человек вообще не меняется», – очень откровенно рассказывала Наталья Негода.

Обложка журнала Playboy и ведущая «Оскара»

Впрочем, далеко не все зрители осознали всю революционность «Маленькой Веры». Большая часть запомнили фильм благодаря откровенной интимной сцене с участием Натальи Негоды и Андрея Соколова. Эта сцена позволила фильму Пичула получить гордое звание «первой советской киноэротики». Знаменитая «Интердевочка» Петра Тодоровского появилась лишь год спустя. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Доставка цветов Лодзь: что учесть при выборе букета

Причем сама Наталья Негода эту 20-секундную эротическую сцену геройством не считает. Говорит, что ничего особенного в ней никто не демонстрировал, а режиссеру откровенная сцена была нужна прежде всего как PR-ход. Тем не менее народ возбудился, а некоторые и вовсе открыли для себя позу «она сверху».

Картина получила огромное количество международных призов, а Наталья Негода стала лучшей актрисой 1988 года по версии журнала «Советский экран». 

Год спустя после триумфа «Маленькой Веры» на экраны вышел новый фильм Василия Пичула – «В городе Сочи темные ночи». И вновь в главной роли – Наталья Негода. На этот раз она сыграла недоучившуюся студентку, брошенную любимым человеком и пытающуюся наладить свою жизнь в эпоху перестройки. Про Василия Пичула, человека, который сделал ее звездой, актриса отзывалась всегда в высшей степени положительно. «Он – режиссер с потрясающей интуицией на настроение, на интонацию. Он необыкновенно нежен с актерами и дарит им полную свободу в работе«, – говорила Наталья.

Наталья Негода в фильме «В городе Сочи темные ночи»

Увы, на этом блестящая фильмография секс-символа перестройки и закончилась. И не потому, что Негода была плохой актрисой, а потому, что в кино настали плохие времена: фильмы не снимались, актеры сидели без работы. В этот момент Наталья Негода как человек с хорошим чувством самосохранения и приняла решение отбыть в эмиграцию в США. В интервью журналу «Огонек» того времени актриса поделилась своими простыми человеческими страхами. «Я боюсь, что все произошедшее со мной, было случайно. Сошлись звезды на небе. А завтра этого уже не будет. И жди следующих звезд«, – откровенничала Наталья.

Но до момента отъезда за океан звезда успела еще сняться в фотосессии для американского журнала Playboy, став первой советской моделью популярного эротического издания.

Актриса появилась на обложке майского выпуска 1989 года, целомудренно прикрывшая бюст короткой маечкой. Заголовок гласил: «Из России с любовью: первая советская секс-звезда Наталья Негода». 

Все это сделало актрису необыкновенно популярной на Западе. Шутка ли, в 1990 году 27-летняя советская актриса Наталья Негода вместе со старейшиной Голливуда – актером Джеком Леммоном («В джазе только девушки») объявляла победителя премии «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» – статуэтка тогда досталась гениальному итальянцу Джузеппе Торнаторе за фильм «Новый кинотеатр «Парадизо». 

Оскар 1990. Наталья Негода и Джек Леммон оглашают победителя номинации

Съемки награждения по концепции церемонии происходили в Москве, куда Леммон специально прилетел. Это была высокая честь для московской девчонки, которая на тот момент вообще не говорила по-английски и весь текст вызубрила на память. Но в своем достаточно простом черном платье, которое, по ее признанию, она одолжила у некой фарцовщицы, – времена были «махровые», – Наташа была необыкновенно хороша. В такой ответственный момент она была, как обычно, живая и естественная, ничуть не теряясь на фоне Джека Леммона, человека, который запросто обнимал саму Мэрилин Монро. 

 

А в 1991 году Наталья Негода была приглашена в состав жюри Каннского кинофестиваля, это случилось через год после того, как в Каннах показали фильм с ее участием «В городе Сочи темные ночи». Да, на тот момент фамилия Негода была на Западе популярна не меньше фамилии Горбачев.

Бурные романы и борьба с раком: куда исчезла звезда «Чародеев» и «Экипажа»: читайте здесь.

Голливуд отреагировал на славу Натальи Негоды банальным предложением. Американский режиссер с армянским именем Деран Сарафян позвал актрису сниматься в криминальный триллер «Назад в СССР». Снимали его в Москве, Негода играла молодую проститутку – кого же еще, – случайно перешедшую дорогу русской мафии. По случаю съемок ей опять пришлось обнажиться в кадре – а иначе актрису режиссеры уже не воспринимали. Западная критика разнесла картину в пух и прах, при этом воспев хвалу секс-символу перестройки. 

Фрэнк Уэйли, Наталья Негода и Роман Полански в Москве во время съемок «Назад в СССР»

«Наталья Негода – притягательная и естественная начинающая звезда. Ее глаза передают глубины, которые этот маленький фильм не осмеливается исследовать«, – написал по поводу игры актрисы один из американских критиков.

«Я реально научилась жить без профессии»

В начале 90-х Наталья перебралась в США, перед этим выйдя в Москве замуж за некого экономиста, с которым в дальнейшем развелась после 13 лет совместной жизни. На чужбине она снялась в парочке голливудских фильмов, один из них – «Летние товарищи» – частично снимался в Москве. Всю свою голливудскую эпопею Наталья Игоревна называла позже «просто зарабатыванием денег». Причем сама она свою жизнь в США эмиграцией не считает, говорит, что просто жила на две страны и часто приезжала в Москву. 

В 2007 году Наталья Негода вернулась на родину окончательно. Поступившее творческое предложение вернуло ее на ту точку отсчета, на которой она остановилась в фильме «Маленькая Вера». У режиссера Александра Мизгирева в экзистенциальном хорроре «Бубен, барабан» она вновь играет жительницу маленького городка – возрастную одинокую библиотекаршу, вынужденную то ли от бедности, то ли от скуки, приторговывать библиотечными книгами. 

И опять безнадега. 20 лет прошло, а в мире ничего не изменилось, только люди стали изощренно лживее. Критики остались в восторге от работы Негоды, опять заговорив про ее глаза-омуты, в которые «страшно даже заглянуть, потому что страсти в них… – Шекспир стонет от зависти». А она раз – и опять в ракушку. Девять лет – ни слуху, ни духу, а в 2018 году маленькая роль в артхаусной драме с невероятно звездным составомфильме «Ван Гоги» – и, собственно, все. 

«Очень мало хорошего, достойного материала, а я избаловалась, – объясняет Наталья Негода свое такое малое присутствие в кино. – Честно скажу, не хочется просто тупо зарабатывать деньги, хотя все может случиться в этой жизни. Я очень выборочна, я самодостаточна, я реально научилась жить без профессии и получать удовольствие просто от жизни»

«Маленька Вера» 30 лет спустя. Наталья Негода на шоу у Андрея Малахова

Несмотря на то, что актриса не дает интервью и категорически никого не пускает в свою личную жизнь, в 2018 году она согласилась прийти в студию к Андрею Малахову, на шоу, посвященное 30-летию выхода фильма «Маленькая Вера». 55-летняя Наталья Негода выглядела замечательно, напоминая прической и лицом Софи Лорен в ее зрелой красоте. Актриса оказалась все такой же легкой и веселой, как и 30 лет назад, чему очень удивлялись ее партнеры по «Маленькой Вере». За все полтора часа шоу актриса дала слабину лишь один раз, когда увидела в видеозаписи своего отца, размышлявшего о ее с Мишей Ефремовым любви. И тогда она заплакала, но потом взяла себя в руки и вновь стала играть счастливую женщину. А может, и не играть? 

Трагедия звезды фильма “Зимняя вишня”. Почему Елена Сафронова потеряла сына: читайте здесь 

Алферова и Абдулов: как родилась и умерла любовь самой красивой пары СССР: читайте здесь