В Киеве поставили спектакль “Кролик Харви”
В киевском театре поставили комедию “Кролик Харви”, которая во время Второй мировой войны выводила из депрессии американцев. Теперь украинский режиссер Андрей Билоус решил слегка адаптировать пьесу под наши дни и поднимать настроение киевлянам.
Комедия положений, когда главный герой стал жертвой обстоятельств и оказывается не в своей тарелке, – один из самых популярных жанров. Однако Билоус решил не на все сто следовать тренду. Он выбрал пьесу, которая поднимает еще и философско-психологические вопросы. Это проблемы одиночества, поиска и бегства от тяжелой реальности. Пьесу написала Мэри Чейз, и именно за такой нестандартный поворот в традиционной комедии она и получила Пулитцеровскую премию.
По сюжету, главный герой Элвуд в исполнении Алексея Вертинского – довольно успешный человек, но есть у него одна странность. Он постоянно общается с невидимым кроликом Харви и убеждает окружающих в том, что это существо реально. Роль очень подошла Вертинскому, поскольку это его классический образ во многих спектаклях – отрешенный, слегка не от мира сего, но в целом здоровый человек. Это становится хорошим поводом для его сестры, которую играет Лилия Ребрик, попытаться отправить старшего брата в психушку, чтобы завладеть правами на фамильный дом, где они живут вместе, и продать его. Для Ребрик образ злобной и расчетливой женщины так же хорошо подошел. Это амплуа ей отлично подходит. Тем более что в ряде фильмов она изображает приблизительно таких же героинь с отрицательной энергетикой. При этом Ребрик настолько вжилась в роль, что в перемены, которые в итоге происходят с ее героиней, не очень-то и веришь. Поэтому и испытываешь как зритель некое злорадство, когда ее героиня вместо своего брата попадает в больницу для душевнобольных.
Подобная коллизия не особо рассмешила публику. Гораздо лучше была воспринята идея Билоуса превратить комедийно-драматический спектакль в музыкально-хореографическую постановку, герои которой много танцуют или двигаются так, будто они в бальном зале.
Билоус сделал многое, чтобы увести людей от того, что эта пьеса по своей сути скорее драма, нежели комедия. Кролик в этом спектакле – чуть ли не первый серьезный разговор драматурга со зрителями о таком явлении, как умозрительный друг. Учитывая, что пьеса писалась во время Второй мировой войны, тема для разговора была очень важна. Когда не с кем поделиться своими страхами и просто мыслями, люди придумывают себе невидимых друзей. В итоге это дало толчок к целому направлению в западном искусстве. Тот же Карлсон Астрид Линдгрен, который ниоткуда являлся Малышу, но при этом никто его не видел. Он появился через десять лет после кролика Харви, и это тоже воплощение одиночества, только детского.
И далее в этом спектакле режиссер уже рассуждает, кто сошел с ума в большей мере: взрослый человек, который придумал себе такого друга, или его окружение и сотрудники психлечебницы. Они упорно отрицают существование кролика, но при этом сумасшествия в них гораздо больше. Например, медсестра больницы с человеческого языка переходит в общении на писк чаек. Медбрат, который запихивает пациентов в холодные ванны и надевает на них смирительные рубашки, настолько умственно ограничен, что его состояние кажется еще хуже, чем болезнь. Да и у самого главврача здоровье настолько пошатнулось, что невидимый кролик нужен и ему, чтобы было с кем поговорить не только о болезнях и пациентах.
Отдельной похвалы заслуживает художник Борис Орлов. Для Элвуда, кролика Харви и других персонажей он создал стильные и вычурные костюмы, которые интересно рассматривать. Они создают легкое настроение, которое чаще всего зритель получает исключительно в оперетте.
“Работа над спектаклем “Кролик Харви” оказалась для меня довольно неожиданной. Я впервые в своей режиссерской практике обратился к откровенной комедии. Хотя эту пьесу сложно назвать развлекательной. Скорее, это философская комедия. Она возникла во времена Второй мировой войны как попытка преодолеть депрессию, в которой находились зрители того времени. Именно этим она меня и заинтересовала. Идея постановки возникла год назад, когда театр только вернулся к работе после начала масштабного вторжения. Учитывая работу театра в условиях войны, данную постановку можно назвать масштабной, хотя, по критериям мирного времени, это довольно скромная работа”, – говорит режиссер Андрей Билоус.
По словам режиссера, на нее было потрачено много финансовых и человеческих ресурсов, что для театра в настоящее время является очень сложной задачей.
Однако не все так гладко, как хотелось бы. В спектакле Билоус использовал еще одну свою режиссерскую фишку. Судя по предыдущей премьере “Королева красоты” в Молодом театре, он любит в качестве приема использовать гротеск. Но в этом случае он немного перестарался – почти весь спектакль актеры играют на максимуме эмоций и доводят ситуации до состояния абсурда. В таком случае уже зрителям стоит давать передышку от накала страстей. Но режиссер продолжает давить на эту точку. Возможно, он хотел показать, что все общество вокруг нездорово и те, кого мы считаем больными, чувствуют себя гораздо лучше нас. Вот только в общем это снижает качество ощущений от спектакля.
Еще одна, гораздо более важная идея, которую попытался обговорить со зрителями режиссер, – это то, что война примиряет бывших противников. Так происходит с героями спектакля, но что касается нашей реальности, то это скорее мечта режиссера.
Следующий показ состоится 25 июня в Молодом театре.
Читайте также:
- Как стать звездой: отвечает продюсер Оли Поляковой Михаил Ясинский
- “Королева красоты” в Молодом театре: в Киеве вышел спектакль без табу
- The Weeknd обманул ожидания зрителей: вышел скандальный сериал “Кумир”
- Как стать звездой стендапа: советы украинских комиков и психолога